Илизаров Гавриил Абрамович.Про выдающегося врача Гавриила Абрамовича Илизарова написано и сказано очень многое. Люди, которым он помог преодолеть болезни, не жалели самых лестных слов в его адрес, журналисты называли Гавриила Абрамовича «Микеланджело в ортопедии», он был почётный гражданин многих городов мира и академик академий разных стран.
В Советском Союзе его карьера сложилась более, чем успешно, несмотря на все сложности, которые он испытал в начале профессионального пути. Огромный талант был оценён по заслугам: заслуженный врач России, лауреат Ленинской премии, заслуженный изобретатель СССР, Герой Социалистического труда, член-корреспондент Академии наук СССР и академик Российской академии наук.
В Кургане – городе, где состоялась его профессиональная карьера, перед Научно-исследовательским институтом, который носит имя Илизарова, стоит памятник Гавриилу Абрамовичу.

Посетить замки Львовщины

В провинциальном уральском городе, который до Илизарова не знал «светил» медицины, он практически с нуля создал свою школу, проводил уникальные операции, построил научный центр. И сегодня Курган у очень многих людей ассоциируется с именем Гавриила Абрамовича Илизарова.

Но, несмотря на обилие самой разной информации о выдающемся враче, о его семье, детстве и юности написано немного. Даже место рождения: то кавказское селение, то польское местечко.

Мне повезло, по воле случая я встретился с племянником Гавриила Абрамовича – Владимиром Елисеевичем Илизаровым. Мой новый знакомый оказался интересным собеседником, и я узнал многие факты из «неизвестной» биографии Гавриила Илизарова.

Отца Гавриила Абрамовича звали вовсе не Абрам, а Мордехай. И, судя по всему, все братья и сёстры сменили отчество не из-за благозвучия, а потому что так надо было – чтобы выжить детям «врага народа».

Мордехай Илизаров родился и провёл детство в селении Кузары (сегодня это Азербайджан). Кузары в нескольких километрах от Губы (Красной Слободы) – одного из самых известных поселений горских евреев. Там и сегодня компактно живут представители этого этноса.

В годы Первой мировой войны Мордехая призвали в русскую армию. Воевал, как умел, и не по своей воле оказался в немецком плену. Первая мировая войны была более гуманной, чем последующие. Из плена Мордехая вызволил, вернее, выкупил польский еврей Абрам Розенблюм. Он жил в местечке недалеко от Варшавы, был состоятельным человеком, арендовал сады и ему нужны были работники. А Мордехай Илизаров с раннего детства был приучен к труду и человеком был смышленым. Он прижился в доме Розенблюма, и Абрам решил его женить на старшей дочке. Но Мордехаю приглянулась младшая – Голда. По семейной традиции нельзя было выдать замуж младшую сестру прежде старшей.

Но у горячего кавказского еврея взыграли чувства, а 16-летняя Голда его поддержала, и Абрам Розенблюм дал Мордехаю вольную, и с младшей дочкой отпустил на все четыре стороны. Он ещё не знал, что на Кавказе Мордехай уже был женат, и его из плена ждала супруга.

Мордехай и Голда осели в небольшом городке Беловеж недалеко от Белостока. В 1921 году здесь появился на свет мальчик Гавриил. А потом с промежутком в один-два года ещё три мальчика и две девочки.

Семья перебивалась случайными заработками. И когда Мордехай узнал, что в Кузарах умерла его первая жена, решил вернуться на родину.

В семье все говорили на идиш: и Голда, и Гавриил, и его братья и сёстры. Языка горских евреев они не знали. Но слова главы семьи – закон, и Илизаровы отправились в путь.

В Кузарах жил брат Мордехая – Исаак. У него был небольшой двухэтажный дом. И второй этаж Исаак выделил семье брата. Правда, слова «второй этаж» громко звучат. Это была одна комната меньше двадцати квадратных метров с глиняным полом. Но семья Мордехая была не избалована роскошью, и они стали обживаться.

Наступил 1937 год. Время всеобщего подозрения, арестов. А тут приехали иностранцы из Польши, говорят на незнакомом языке. И кто-то (потом Мордехай узнал, кто конкретно) написал на него донос. Мордехая арестовали и дали срок – хорошо, что сразу не приговорили к расстрелу.

Ситуация для семьи страшная. Голда, не имеющая профессии, не знающая языка, остается одна с шестью детьми. И вдобавок ко всему Исаак, брат Мордехая, из-за страха, что могут арестовать его, выгоняет родственников из дома. И никто из соседей из-за того же страха не берёт их под свою крышу.

В полутора километрах от селения стоял старый глинобитный дом. В нём никто давно не жил. И Голда с детьми поселилась там. Мир не без добрых людей, её взяли на работу уборщицей в школу. Хоть какие-то деньги, чтобы не умереть с голода. Старшие дети собирали хворост и обменивали его в селении на продукты, пасли коз, овец и тоже что-то зарабатывали.

Гавриил пошёл учиться. В сельской школе в одном классе занимались дети разных возрастов. Занятия одновременно шли в нескольких классах. Гавриил – способный мальчик за три года проходит программу восьми классов, а потом ещё за год – девятого и десятого класса.

У него была мечта – стать врачом, лечить людей. Ещё ребёнком Гавриил отравился, съел груши, обработанные медным купоросом. Отравление было очень сильным и, буквально, с того света его вытащил сельский лекарь. Он заставлял мальчика пить много воды и давал какие-то настои, снадобья. Когда Гавриил Илизаров выздоровел, он сказал: «Хочу быть врачом».

Илизаров поступает учиться на медрабфак в дагестанском городе Буйнакске. А через год в 1939 году становится студентом Крымского медицинского института им. Сталина в Симферополе.

С началом Великой Отечественной войны в армию призывают братьев Гавриила – Давида и Исая. Он сам вместе с институтом эвакуируется в Казахстан.

В 1944 году институт окончен, и Гавриил просит отправить его врачом на фронт. Но Илизарова распределяют сельским врачом в Курганскую область. Говорят, что война – войной, а людей лечить надо. Думаю, была ещё одна веская причина. В 44-м уже не подгребали всех, как это было в первые годы войны, когда мобилизовали братьев Илизаровых. Уже смотрели на биографию, и призывать врачом в действующую армию сына «врага народа» и иностранца не решились. Лучше уже отправить в глухой тыл, в село, в Зауралье.

В селе Долговка Гавриил Илизаров оказался единственным врачом на всю округу: и роды принимал, и аппендицит удалял, и от воспаления легких лечил. Практика для начинающего врача самая обширная, и надеяться можно было только на самого себя. С раннего утра он в больнице – обычном деревенском доме, а поздно вечером садился за книги. Надо было постоянно пополнять знания. Наверное, тогда Гавриил Абрамович привык работать чуть ли круглосуточно, и эта привычка сохранилась у него на всю жизнь.

В 44-м году в армию призывают младшего брата Елисея, или как его дома звали Нисона, и Голда Абрамовна с двумя дочками Неллей и Белой приезжают жить к Гавриилу в Долговку.

Однажды доктор Илизаров ехал на лошади на вызов в дальнее село. Зима, кругом заснеженная степь и бездорожье. Лошадь съехала в неглубокий овраг и сломалась оглобля. Что делать? Благо, по склонам оврага рос кустарник. Гавриил нарезал веток, обложил ими оглоблю и стянул бинтом. Можно было ехать дальше. Скорее всего, эта история забылась бы с годами, но Гавриил Абрамович вспомнил о ней, когда задумался над проблемами ортопедии.

Во всяком случае, семенная легенда гласит, что так родилась идея жесткого крепления сломанных костей, которая в дальнейшем привела к созданию известного во всем мире аппарата Илизарова.

В разных статьях я читал, что Гавриила Абрамовича подтолкнула к мысли о создании аппарата конструкция колеса телеги, колеса велосипеда – спицы, жесткий крепёж. Возможно, конструкция колеса ближе к аппарату, чем оглобля. Но племянник Гавриила Абрамовича рассказывал мне именно о сломанной оглобле.

Первую модель аппарата хирургу помогли сделать в слесарной мастерской. А пациентом доктора стал местный гармонист, который из-за туберкулёза коленного сустава ходил с костылями. После операции у Гавриила Абрамовича он стал передвигаться самостоятельно.

Связи с Кавказом у семьи Илизаровых были порваны. Демобилизованные из армии братья Давид и Исай вернулись в Курганскую область, где жили и мама, и брат, и сёстры.

В 1946 году в Кузары возвращается из мест заключения больной Мордехай. Но семьи нет, куда все уехали, он не знает. Конечно, можно было их разыскать. Но сил для этого уже не оставалось. Хотелось только одного, чтобы тот, кто написал на него донос и сломал жизнь, умер раньше его. Так и случилось, вскоре умер доносчик, а буквально, в скором времени, отошёл в мир иной и сам Мордехай.

С 1950 года Гавриил Абрамович живёт и работает в Кургане. Сначала он врач в областной больнице, а спустя пять лет становится заведующим ортопедо-травматологическим отделением Курганского областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Илизаров лечит людей, предлагая им принципиально новый способ сращивания костей.

Московские «светила» называли его шарлатаном.  И неизвестно, как сложилась бы судьба Гавриила Абрамовича, если бы в 1967 году после 32 безуспешных операций к нему не приехал бы всемирно известный прыгун в высоту Валерий Брумель. После катастрофы на мотоцикле он был обречён ходить на костылях, так считали столичные профессора. Когда терять Брумелю было уже нечего, он приехал в Курган. Через год лечения у Илизарова легкоатлет вернулся к тренировкам.

Слава о курганском ортопеде-кудеснике разносилась по стране и миру.

В 1969 году Илизарову, миную кандидатскую, присваивают степень доктора наук.

У него лечится композитор Дмитрий Дмитриевич Шостокович, который из-за атрофии мышц рук и ног почти не мог передвигаться. Через пару месяцев после реабилитации Дмитрий Шостокович стал лучше передвигаться. Его даже видели играющим на пианино в приёмной Илизарова.

В Курган поехали со всего Советского Союза, люди, потерявшие надежду на выздоровление. К Илизарову на приём просились иностранные знаменитости. И здесь в ЦК КПСС опомнились, как так, знаменитых людей лечит не член партии. И в 1971 году Гавриил Абрамович срочно вступает в КПСС.

Кстати, в документах сын горского еврея и еврейки из Польши в графе национальность был записан «тат». Некоторые считают, что горские евреи и таты – это одно и то же. Не вдаваясь в подробности – это не совсем так.

Такой путь, достойный романов и киноэпопей, прошёл один из самых знаменитых врачей XX века Гавриил Абрамович Илизаров.

Аркадий ШУЛЬМАН

Илизаров Гавриил Абрамович. Дом в Долговке, где жил Илизаров Г.А. 2010 г. Гавриил Илизаров и Валерий Брумель. Гавриил Илизаров и Вольф Мессинг. Нижний ряд 1-й и 2-й справа. Научный центр имени академика Г.А. Илизарова и памятник врачу в Кургане.