pushkino_2009 (pushkino_2009) wrote,
pushkino_2009
pushkino_2009

Categories:

Здесь был бы город-сад. О создании пос.Правдинский

Назовем этот город –
Мечта…
Д. Кедрин. «Строитель».

В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века у Пушкинского района был шанс, который выпадает один раз в тысячу лет: на его территории было организовано акционерное общество «Зеленый город» с капиталом 10 млн руб. 15 мая 1930 г. бюро учредителей этого общества утвердило решение жюри о принятии плана строительства Зеленого города, предложенного архитектором Н. А. Ладовским.
«Кого сейчас удивишь акционерным обществом?» – скажет читатель и будет… не прав. А чтобы было понятно дальнейшее, совершим небольшой экскурс в историю Пушкинского района.
Едва затянулись раны гражданской войны, как встал вопрос о хозяйственном строительстве. В связи с этим в 1922-1923 годах среди специалистов – архитекторов, конструкторов, строителей развернулась острая дискуссия. Наиболее разработанной градостроительной концепцией к этому времени была так называемая говардовская теория города-сада. Английский экономист, публицист и общественный деятель Э. Говард пришел к мысли о массовом строительстве поселений нового типа, в которых должны были сочетаться положительные черты города и деревни и отсутствовать недостатки городской и сельской жизни. Это, по его мнению, должно быть общество «городов-садов».
Сторонники данной идеи считали, что главным при создании новых жилых комплексов для рабочих является максимальное улучшение санитарно-гигиенических условий, и предлагали строить одноквартирные дома, расположенные среди зелени. Противники концепции обвиняли своих оппонентов в попытках навязать рабочим индивидуалистический быт и решительно высказывались за строительство домов-коммун с обобществленным бытом. В одном из публичных выступлений в то время нарком по военным и морским делам, член Политбюро ЦК РКП(б) Л. Д. Троцкий весной 1921 г. предложил «выбрать самый загаженный угол Москвы, все срыть в этом углу и построить там три крупных дома: один для мастерских, другой под ясли, третий – под квартиры по нашим планам».
К концу 20-х идея коллективизации победила и стала общепринятой. Начались поиски ее архитектурного оформления. Архитекторы активно включились в конкурсы на проекты жилых районов в гигантах промышленности Магнитогорске, Сталинграде и других, возводимых по первому пятилетнему плану индустриализации страны. Это подтолкнуло в 1929-1930 годах ко второй градостроительной дискуссии об отношении к крупным городам, путям преодоления различий между городом и деревней. На этот раз идея создания такого города вызвала большой общественный резонанс. Пиком дискуссии стал проведенный в 1930 г. закрытый конкурс на необычный, принципиально новый тип города – города отдыха в зеленой зоне Москвы. Этот Зеленый город, как его стали называть, рассматривался не просто местом отдыха, а моделью жилищного комплекса будущего, где москивичи в процессе отдыха приобщались бы к новому типу обобществленного быта.
Активным участником конкурса выступила группа архитекторов во главе с Н. А. Ладовским, и предложенное ими планировочное решение Зеленого города было принято за основу. По замыслу Н. А. Ладовского, Зеленый город являлся местом не постоянного жительства, а временного пребывания, как бы обширным курортом. Основной стержень планировки составляет прямая автомагистраль с севера на юг, которая пересекает город в середине и обслуживает его районы: центральный с учреждениями общественного обслуживания, культурно-просветительный, физкультурный, жилищный, лечебно-профилактический и кооперативно-строительный для постоянного населения, работающего в Зеленом городе.
К автомагистрали в центре Зеленого города примыкает большая площадь, объединяющая железнодорожный и автовокзал. Здесь же размещены универмаг, почта и другие общественные здания. В районах Зеленого города были запроектированы спортивные площадки с бассейнами среди зелени. Особо выделен детский район. Вместе с тем, Н. А. Ладовскому было предложено использовать некоторые разработки из других конкурсных проектов, прежде все-
го – гостиничные корпуса.
В июле 1930 г. для строительства Зеленого города был выбран один из лучших по своим природным достоинствам участок в 15 тысяч гектаров, из которых 11 тысяч – охранная лесная зона. По сведениям краеведа Н. Г. Лепешкина, в границу строительства вошло 22 проц. территории Пушкинского района с селами и деревнями Братовщина, Спасское, Костино, Курово, Степаньково, Суходол, Чапчиково, Тишково, Марьина гора, Семеньковское, Ельдигино, Петушки, Дарьино, Матюшино, Зимогорье, Митрополье, Кощейково и др. В них проживало около пяти тысяч жителей.
Акционерное общество «Зеленый город» сформировало городской совет, и с августа 1930 года на первом заседании его председателем был избран один из инициаторов строительства Зеленого города, известный в стране журналист М. Е. Кольцов, а секретарем – бывший председатель Софринского волостного исполкома
М. В. Серов. Строительство курировал «всероссийский староста» М. И. Калинин. Горсовет Зеленого города непосредственно подчинялся Мособлисполкому. Стала выходить газета «Зеленый город», появились многочисленные статьи о ходе строительства в центральных газетах и журналах. Среди авторов этих публикаций были Н. К. Крупская, М. Е. Кольцов и др. М. Е. Кольцов, кстати, будучи членом редколлегии газеты «Правда» и депутатом Верховного Совета РСФСР, в начале 1929 года выдвинул в газете идею о создании широкой зоны для массового отдыха от Мытищ до Загорска (Сергиев Посад). Это предложение поддержали профсоюзные и партийные организации, и в стране развернулось целое движение за создание Зеленых городов как мест отдыха трудящихся.
Новшество горячо поддержал поэт В. В. Маяковский. Свое стихотворение
1929 г. о строительстве Кузнецка он предварил эпиграфом, взятым из услышанного им разговора: «К этому месту будет подвезено в пятилетку 1000000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей». Через все стихотворение рефреном проходят строчки:
«Через четыре
года
здесь будет город-сад!»
Строительство Зеленого города на 130 тысяч человек развернулось весной 1930 г. В мае на строительной площадке работало около 15 тысяч сезонников, а в штабе строительства состояли 13 директоров заводов железобетонных изделий. М. Е. Кольцов по два-три раза в неделю приезжал в Братовщину. По его инициативе была проложена дорога в деревню Герасимиху, через НКПС он решил вопрос об электрификации железной дороги от станции Пушкино до платформы Братовщина, и 6 ноября 1930 г. сюда прибыл первый электропоезд. В домах крестьян вспыхнул электрический свет, зазвучало радио, зазвонил телефон. Тогда же платформу Братовщина в честь газеты «Правда» переименовали в Правду, а соседнюю платформу Спасская – в Зеленоградскую. По электрифицированному участку Северной, ныне Ярославской, железной дороги ехали отряды строителей, на стройку везли мощную технику, различные материалы. В самой зоне строительства прокладывались дороги, частично была построена лыжная станция, в натуральную величину возведены макеты типовых жилых ячеек, осуществлен фрагмент районной гостиницы. В газетах появились репортажи, что «первое здание социальной здравницы уже построено».
Поэт Д. Б. Кедрин, живший в Черкизово и видевший, с каким энтузиазмом трудятся люди, в том же 1930 г. написал стихотворение «Строитель». Он изобразил себя среди первопроходцев этой грандиозной стройки и свои сокровенные мысли выразил в строчках: «Завтра утром мы выстроим город. Назовем этот город – Мечта…»
Успехам в строительстве Зеленого города попытались помешать недоброжелатели за рубежом. В конце 1930 г. английская газета «Дейли телеграф» напечатала заявление некоего инженера Вудхеда, утверждавшего, что будучи в СССР, он присутствовал при крестьянских восстаниях под Москвой в Братовщине и в Пушкино. По его словам, крестьяне устроили демонстрацию протеста против расстрела 20 кулаков в братовщинском концентрационном лагере, местный гарнизон присоединился к крестьянам, но мятеж был подавлен при помощи артиллерии, при этом было убито более 400 его участников.
М. Е. Кольцов откликнулся в «Правде» фельетоном «Стало нехорошо – поехали в Ригу». «Позвольте! Но ведь Братовщина за Пушкино – это ведь Зеленый город! Тот самый Зеленый город, где мы имеем честь состоять председателем городского совета! В Зеленом городе, в Братовщине, не то что концентрационного лагеря, даже приличного лагеря для туристов еще не налажено. В Зеленом городе «местный гарнизон» состоит из нескольких милиционеров. Неужели эти «звери» вшестером убили 400 человек? Хотя, по Вудхеду, они пользовались артиллерией. Милиционер с пушкой – какая красота! Наглая ложь классовых врагов не имеет границ», – писал он.
Однако уже в 1931 г. после подведения итогов градостроительной дискуссии работы по строительству Зеленого города были законсервированы, а собранные средства переброшены на строительство московского метро.
Отдыхавший с семьей зимой 1931 г. в Пушкинском районе в доме отдыха «Жургазобъединение» К. Г. Паустовский, обдумывавший в то время рассказ на современном материале о градостроителях, совершил с сыном Вадимом небольшую лыжную прогулку с практической целью – посмотреть бывшую стройплощадку, о которой еще совсем недавно столько говорили и писали. Свои впечатления от увиденного в окрестностях Пушкино К. Г. Паустовский изложил в написанном в 1931 г. и тогда же напечатанном в журнале «Тридцать дней» рассказе «Снега», названном позже «Московское лето». В нем действующие лица уезжают из Москвы с Брянского, ныне Киевского, вокзала. Они едут в сторону Голицына и оттуда идут на лыжах «сплошным лесом» к недостроенному дому отдыха «Пятый день». Возвращаются в Апрелевку «на Брянскую дорогу» (ныне шоссе Москва – Киев). Эту местность под Тарусой писатель хорошо знал и точно указал приметы – Медвежью гору и сожженный французами в 1812 г. монастырь.
В рассказе отчетливо слышны отголоски жарких споров, в том числе и в прессе. В нем, например, говорится: «Пятый день» обошелся дорого и взял много строительных материалов». А вот цитата из журнала «Строительная промышленность» № 5 за 1930 г.: «Жюри отмечает у арх. Мельникова (К. С. Мельников – один из участников конкурса – В.П.)… крайне дорогую по стоимости кольцевую дорожную магистраль». В рассказе читаем: «Пятый день» – образчик формальных исканий», а в газете «Правда» № 120 за 1930 г. та же мысль: «Мельников «представил заумную схему» и т.д.
Симпатии К. Г. Паустовского явно на стороне архитектора, спроектировавшего далеко обогнавший свое время дом отдыха «Пятый день». Автор рассказа верит, что будущее за такими вот домами, в которых «шум леса и ветра – такой же хозяин внутри дома, как и снаружи», а людей по утрам будет будить «не хлопанье парадных дверей, а восход солнца».
В 1934 г. этот самый, пожалуй, масштабный строительный проект, который должен был стать воплощением идеи об идеальном социалистическом городе, окончательно свернули. М. Е. Кольцов еще пытался привлечь внимание к Зеленому городу, но все деньги в то время шли на индустриализацию страны, и шансов добиться чего-нибудь у него было мало. Деятельность акционерного общества «Зеленый город» пришлось прекратить. Жилищный и лесной массивы были переданы в ведение Пушкинского горсовета. Новые начальники сменили название поселка Зеленый город на поселок Правдинский по названию железнодорожной платформы Правда.
Зеленый город, город-сад, так и остался мечтой. Но о нем не забыли, и когда в 1963 г. по решению Моссовета 110 га, прилегающих к деревне Костино, были переданы в ведение Главного управления промышленности строительных материалов при Мосгорисполкоме, зону отдыха трудящихся отрасли назвали Зеленый городок. Сегодня это лечебно-оздоровительный комплекс ОАО «Моспромстройматериалы», который включает санаторий-профилакторий, пансионат и детский лечебный центр круглогодичного использования. Здесь лечатся от болезней опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Гармонично дополняют лечение и отдых великолепная природа Пушкинского района, ароматы цветения разнотравья и соловьиные трели в лесной и парковой зонах.

В. Панченков.
Газета Маяк
05 ноября 2008
http://ia-pushk.mosoblonline.ru/news_culture/1250.html
 
Tags: железная дорога, правдинский, пушкинский район
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments