Необъятное поле для вербовки или старые песни об Эргнетском рынке

6-08-2014, 11:52, Аналитика [просмотров 2388] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Необъятное поле для вербовки или старые песни об Эргнетском рынкеНа государственной границе Южной Осетии с Грузией, в населенном пункте Эргнети состоялась очередная встреча в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Здесь периодически традиционно обсуждаются текущие вопросы хозяйственной деятельности в зоне прохождения границы, судьба задержанных лиц, инциденты на линии противостояния... Словом, фактически все темы еще 90-х годов – только назывались тогда те встречи четверговскими (в рамках СКК), и были, прямо сказать, более «весомые», поскольку спектр проблем на тот момент был значительно больше, да и решать их приходилось без статуса признанной страны. Впрочем, и тогда, и тем более, сейчас периодически звучат сомнения в их целесообразности. И как альтернатива – призыв в создании непроходимого кордона, на примере советского «железного занавеса». И если в данном вопросе есть свои «тараканы» и мнения могут разделиться, то по вопросу статусности нашего представителя двух мнений быть не может. На данный момент юго-осетинскую сторону на встречах в рамках МПРИ возглавляет заместитель полномочного представителя Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования (мы говорим сейчас о наименовании должности, а не о человеке). Приблизительно такой же статусности соответствовала она и раньше. И тогда и сейчас наша газета стоит на казалось бы, простом мнении – любые контакты с Грузией, в том числе и в рамках МПРИ – это вотчина МИД, а не специального института при Президенте страны, поскольку эти контакты для нас в любом случае и при любых раскладах внешнеполитическое направление. И если мы сами отказываемся от подобной постановки вопроса, значит уже ошибаемся. Впрочем, это тема отдельного разговора. Поэтому вернемся к вопросам, обсуждаемым на встрече в рамках МПРИ. В частности, к теме возобновления работы Эргнетского рынка, которая на этих встречах возникает регулярно. То в кулуарных пожеланиях участников с грузинской стороны, то в вопросах журналистов. Может быть потому, что место, где проходят заседания МПРИ, находится на территории бывшего рынка. Поэтому неудивительно, что фантом торгового места не дает о себе забыть. Да и торговали здесь порой не только продуктами питания.

В свое время рынок, расположенный на границе между Южной Осетией и Грузией был значительной торговой площадкой. Особенность ему придавало то, что он находился всего в пятистах метрах от окраины столицы Южной Осетии г. Цхинвал. Согласно данным сборника «Южный Кавказ: от экономики войны к экономике мира», годовой оборот на Эргнетском рынке составлял 101-133 миллиона долларов. Однако, согласно тому же докладу,  из-за  того, что товары на рынок завозились без государственного учета, Грузия теряла ежемесячно до 10 миллионов долларов налоговых и таможенных сборов. Ввести таможенные посты на границе с Южной Осетией Грузия не могла, поскольку этим была бы признана  независимость  Южной  Осетии, а установить таможенные посты на границе с Россией не давали власти Южной Осетии.

Правительством М.Саакашвили, сменившим  режим Шеварднадзе, было принято решение о закрытии рынка. 11 июня 2004 года губернатор приграничного Горийского района небезызвестный Михаил Карели перекрыл железобетонными блоками подъезд к Эргнетскому рынку. После этого между Грузией и Южной Осетией единственной формой общения было информационное и силовое противостояние.

Надо ли говорить, что при всей декларируемой отрешенности от грузинской темы у нас, между тем, внимательно изучают все, что происходит за пределами южной границы, следят за периодическими инициативами со стороны Тбилиси. Ну, а традиция в Грузии такая, что с приходом во власть новых людей неизбежно возникают и новые инициативы по урегулированию отношений с осетинами. А это – от поездок на черноморское побережье Грузии до получения нейтральных паспортов. Хотя, как показывает опыт, в Тбилиси каждый раз в конце-концов все сводится к банальному вооруженному противостоянию.

От новых грузинских властей пока что новизны в грузинских предложениях не видно. В отношении Абхазии – открытие железнодорожного сообщения через ее территорию в Россию, в Южной Осетии – возобновление работы Эргнетского рынка. По своей сути оба эти проекта являются одной из форм, разработанной на Западе, стратегии «вовлечение через сотрудничество», в данном случае через сотрудничество экономическое. Особенно эти процессы активизировались после подписания Грузией соглашения об ассоциации свободных торговых отношений с Европейским Союзом. Теперь западные партнеры в рамках этих договоренностей рекомендуют грузинским властям восстановить подобные торговые отношения с Южной Осетией и Абхазией. По их указанию грузинская сторона должна внести изменения в существующее запретительное законодательство, что подразумевает смягчение некоторых пунктов, препятствующих передвижению людей и товаров с территорий этих Республик на территорию Грузии и обратно. Имеется в виду проведение соответствующих шагов с целью поощрения торговли, поездок, и инвестиций за чертой линии разграничения, в том числе пересмотр закона "Об оккупированных территориях". 

Между тем, руководство РЮО уже дало ясный посыл: никаких отношений с Грузией не будет до тех пор, пока грузинские власти не признают независимость РЮО, геноцид осетин и не будет подписан юридически обязывающий документ о неприменении силы в отношении Южной Осетии с последующим возмещением нанесенного Южной Осетии ущерба, не признают государственную границу. Понятно, что на данный момент с учетом позиции новых властей Грузии эти условия невыполнимы. Но тогда, соответственно, и говорить о грузино-осетинском диалоге на высшем уровне, параллельно с которым могли бы восстанавливаться культурные и торговые связи не имеет смысла. В Тбилиси руководствуются принципом: «Все, кроме признания», позиция Цхинвала: «Ничего, до признания РЮО». Такой вот Гордиев узел!

Самое интересное, что раздувая тему Эргнетского рынка, не учитывается, что подобный рынок уже существует в миниатюре в Ленингорском районе. Правда он виртуален и не обозначен территориально. Но свои функции по обороту товарами между Грузией и Южной Осетией выполняет. Свидетельством этого является тот товарообмен, который происходит в этом районе. Из Грузии завозится минеральная вода(!), коньяк, овощи, фрукты, а из Ленингорского района вывозится мука, сахар. Правда, в последнее время объемы разрешенных грузов столь незначительны, что говорить собственно о рынке уже не приходится. Впрочем, и этих масштабов более чем достаточно.

Тема Эргнетского рынка возникла не только благодаря Западу. Во время предвыборного митинга в Гори, когда судьба Саакашвили уже была предрешена, будущий премьер-министр Бидзина Иванишвили обещал жителям города и всего региона Шида Картли, соседнего с Южной Осетией, в случае победы восстановить огромный Эргнетский рынок. Это заявление участники митинга встретили бурными овациями. Дело в том, что данный регион благополучно существовал за счет приграничной торговли, так как фактически через рынок шла торговля с Россией.

Еще один немаловажный момент. Зачастую Эргнетский рынок представляют как народную инициативу, к которой власти не имели никакого отношения, чем стараются придать этому вопросу неполитический характер. Однако все мы знаем, что Эргнетский рынок был частью долгосрочного проекта по завлечению Южной Осетии в грузинское влияние – сперва простых людей, а позже и юго-осетинскую политическую элиту. Знающие люди подтвердят, что в финансовых операциях имели свою долю и некоторые юго-осетинские чиновники. Многие из них действовали напрямую, даже не прибегая для приличия к услугам подставных лиц.

Часть нынешней так называемой юго-осетинской администрации, окопавшейся в Тбилиси, до телепортации в Грузию активно продвигала свои финансовые интересы через Эргнетский рынок. А от финансовых контактов до контактов с заинтересованными лицами в Тбилиси был, образно говоря, всего «один ресторан». И этот ресторан привел Д. Санакоева и компанию в стан врагов. Через экономические отношения грузинские спецслужбы фактически получили необъятное поле для вербовки юго-осетинских граждан.

По поводу грузинских инициатив по реанимированию торговли в свое время был комментарий МИД РЮО, в котором указывается, «что судьба Эргнетского рынка, функционировавшего на территории Грузии до 2004 года – это внутреннее дело соседнего государства, и ни к его закрытию, ни к восстановлению Южная Осетия не имеет отношения». Однако в Грузии не унимаются в обсуждении возможности восстановления Эргнетского базара.

Понятно, что в самой идее приграничной торговли нет ничего предосудительного в принципе, и в мире подобная практика существует. Но мы это уже проходили. Понятно и то, что в свое время Эргнетский рынок давал тысячам людей по обе стороны границы средства к существованию и влиял на значительное снижение цен на продукты питания. «Но», еще раз «но», и, если хотите – бесконечное множество «но». Даже опуская широко действующую в те годы работу спецслужб Грузии с нашими гражданами, насаждение идеологии первичности материального над национальным, даже младенцу ясно, что возобновление работы рынка даст, в первую очередь, широкую возможность проведения диверсионно-террористической деятельности на территории Южной Осетии. Ведь только с ужесточением режима пропуска на границе с Грузией ушли в прошлое взрывы и убийства наших граждан. Кроме того, сейчас, помимо непосредственного базара, в этом грузинском селе, прямо у государственной границы РЮО, собираются открыть… крупный медицинский центр. Думается, его назначение понятно – через оказание медицинской помощи гражданам нашей страны (а они будут) будет снова, причем более существенно, осуществляться вербовка. А в случае новой войны, грузинских военных не придется вести далеко в Горийскую клинику. Как говорится – все на поверхности.

Ну и самое главное, если кто-то забыл, хотим напомнить, что мы до сих пор находимся в состоянии конфликта с Грузией, что официальный Тбилиси не дал и не собирается давать политико-правовую оценку вооруженным агрессиям 1989-1992, 2004 и 2008 годов... И как память об этих кровавых годах – мемориальное кладбище в школе № 5, а после августа 2008-го на улицах города множество памятников ребятам, ценой своей жизни отстоявших город… И эту тему об Эргнети пора закрыть раз и навсегда, так что вообще не понятно, о чем БАЗАР?! Да и к рассмотрению варианта с «железным занавесом» нашим соответствующим структурам, думается, стоит вернуться.

 

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно