Как Китай стал мировым лидером в производстве автомобилей

Как Китай стал мировым лидером в производстве автомобилей

iStock

Как Китай стал мировым лидером в производстве автомобилей

11.09.202320:30
Владимир Снегирев
Президент Китайской ассоциации развития предприятий за рубежом Хе Чженьвэй хорошо знает российские реалии, поскольку он десять лет работал в Новосибирске и Москве. На глазах этого человека и при его активном участии проходили многие процессы налаживания торгово-экономических связей между нашими странами.

По его словам, первые китайские инвестиции в основном были сосредоточены в отраслях нашей ресурсной и добывающей промышленности. Затем китайский бизнес стал вкладываться в переработку.

- Ситуация коренным образом изменилась полтора года назад, с введением масштабных санкций против России, - говорит Хе Чженьвэй. - Когда многие западные компании покинули вашу страну, появились новые возможности для китайских предпринимателей, причем именно в производстве и в перерабатывающих отраслях. Здесь надо также подчеркнуть, что новые возможности появились также и у самой России. Разумеется, я имею в виду процесс импортозамещения.

Недавно Хе Чженьвэй в очередной раз снова был в России, сопровождал представителей фирмы, которая занимается производством цифровых станков. Раньше такого рода техника традиционно закупалась нами в Японии и Германии. Теперь свою продукцию предложили китайцы.

- И вот что интересно, - рассказывает о той поездке президент Ассоциации. - Ваши специалисты даже не догадывались, что китайские технологии в этой отрасли не хуже японских или немецких. Не знали или не хотели знать, привычно идя проторенными путями.

В прошлом году производители таких станков из провинции Ухань стали экспортировать свою продукцию в Российскую Федерацию, причем объемы поставок выросли стремительно: теперь они отгружают цифровые станки на сумму сто миллионов долларов в год. Более того, есть договоренность об открытии в России совместного производства таких умных систем.

В прошлом году производители цифровых станков из провинции Ухань стали экспортировать свою продукцию в Россию, причем объемы поставок выросли стремительно: теперь они отгружают цифровые станки на сумму сто миллионов долларов в год. Фото: iStock

- Это выгодно и для вас, и для нас, - подводит итог господин Хе. - Для нас - потому что, когда снова наладятся российско-германские отношения, "Сименс" уже не сможет занять те же позиции, не сможет вернуться к вам на прежних условиях. Ниша будет занята.

Мы по себе знаем, что такое санкции. Да, это плохо для сегодняшней экономики, но зато хорошо для завтрашней. Когда-то американские запреты были наложены на нашу компанию Huawei, одну из крупнейших в сфере телекоммуникационных технологий. Не будем сейчас вдаваться в подробности, скажу вам только, что в ответ компания начала активно внедрять свои собственные разработки и сейчас является общепризнанным мировым брендом.

По моему глубокому убеждению, это и есть самый верный путь к успеху - опора на свои собственные разработки, а не покупка иностранных технологий.

Опора на свои собственные разработки, а не покупка иностранных технологий - путь успеха Китая. Фото: iStock

Хе Чженьвэй повторяет снова:

- Санкции - это возможность для развития, для внедрения собственных технологий. Причем во всех отраслях. Возьмем, к примеру, автопром. Вы наверняка обратили внимание на то, что мы у себя сейчас активно замещаем американские, японские и европейские марки модели машин китайскими. Почему бы и вам не воспользоваться этим опытом? Отчего не изучить ситуацию и не начать совместную работу с Китаем, для того чтобы развивать отечественный автопром?

- Как я понимаю, в этом и заключается одна из ваших задач работы в Ассоциации?

- Верно. Речь идет прежде всего о поддержке малых и средних китайских предприятий. Наши большие корпорации тоже находятся под давлением и не всегда могут выходить на российские рынки.

- Но пока Россия в торгово-экономическом сотрудничестве с КНР в основном выступает как поставщик ресурсов - это так?

- Я это называю взаимодополняемость. У вас есть ресурсы, у нас есть оборудование. Вот мы друг друга и дополняем. Был период, когда распался Советский Союз, Россия с Китаем работали на условиях бартера. Затем был период, когда Китай производил контрафакт, он попадал к вам, вызывая понятное недовольство потребителя, это плохо сказывалось на торговле. Но когда мы перешли на производство оригинальных товаров мирового качества, ситуация поменялась.

Сейчас, как вы верно заметили, импорт из России в Китай - это в основном ресурсы и сельскохозяйственная продукция. Поэтому наши бизнесмены такое большое внимание уделяют Сибири, где сосредоточены огромные запасы нефти, газа, угля, других полезных ископаемых.

- Кстати, по поводу Сибири. Когда я бывал там в командировках, то иногда слышал упреки в адрес китайцев, которые, дескать, потворствуют незаконным вырубкам, опустошают нашу тайгу. Можете это прокомментировать?

- Подобные обвинения, возможно, были справедливы в 90-е и в начале 2000-х годов. Затем ваши власти стали наводить порядок, принимать строгие меры в отношении незаконной вырубки, требовать в обязательном порядке на месте лесосек высаживать новые деревья. Теперь это закон, и его, насколько я знаю, все соблюдают. Наши предприятия стараются работать добросовестно.

Еще российская сторона запретила экспортировать лес-кругляк, можно продавать лишь ту древесину, которая прошла хотя бы первичную обработку. И это требование было воспринято нами с пониманием.

- Мне кажется, очень интересная тема для взаимовыгодного сотрудничества связана с легковыми автомобилями. Наш рынок теперь просто распахнут для вашей продукции.

- Вы правы: наши технологии и подходы к качеству не хуже американских, европейских, японских, а по цене китайские автомобили дешевле.

Особенно впечатляющих успехов наш автопром добился в производстве смарт-машин, электромобилей и гибридов. Вы пока значительно отстаете в этом сегменте, но, если смотреть в будущее, нам совместно нужно развивать именно такое направление.

Сегодня на китайском рынке представлены более 670 марок. В среднем каждый день с конвейера сходит 74 000 готовых машин. Фото: Владимир Снегирев

- Что в данном случае означает слово "совместно"?

- Создавать совместные предприятия, сообща работать на перспективу. Да, я, разумеется, понимаю, что в России существуют естественные препятствия на этом пути в виде влиятельных структур, занятых в нефтяном и газовом бизнесе. Мы тоже сталкивались с похожей проблемой, поэтому потребовалась политическая воля, целенаправленные усилия правительства, чтобы преодолеть все барьеры. Например, вначале у электромобилей была очень высокая себестоимость, не существовало сети зарядных станций, следовало создать большую инфраструктуру для того, чтобы люди поверили в будущее именно такого транспортного средства.

Подчеркну, подобные задачи по силам решать только властям на самом высоком уровне. И как раз сегодня хорошая ситуация, чтобы сразу продвинуться далеко вперед.

***

Тему китайского автопрома никак не обойти в нашем повествовании. И тому есть сразу несколько причин.

Во-первых, все идет к тому, что скоро мы будем перемещаться почти исключительно на автомобилях, произведенных в КНР. Во-вторых, и эта причина куда важнее и интереснее, потому что наши соседи за короткое время добились просто невероятных успехов в отрасли отечественного автомобилестроения.

Вот только несколько цифр и фактов.

По выпуску легковых автомобилей Китай в два с половиной раза превзошел США и в три с половиной раза Японию.

Сейчас в КНР больше восьмидесяти автомобильных компаний, среди них десятка самых крупных: SAIC, FAW, BYD, Changan, GAC, Dongfeng, BAIC, Chery, Geely и Great Wall. Заводы этих гигантов за первое полугодие 2023 года реализовали более 13 млн автомобилей.

Сегодня на китайском рынке представлены более 670 марок. В среднем каждый день с конвейера сходит 74 000 готовых машин.

...А ведь совсем недавно эти улицы были запружены велосипедами. Фото: Владимир Снегирев

Это что касается количественных показателей. И качественные тоже не отстают. Особенно когда речь идет о производстве авто на альтернативных источниках энергии - здесь КНР занимает доминирующие позиции.

Когда ты прилетаешь в эту страну и едешь из аэропорта в город, то первое, что бросается в глаза, - большое число машин с зелеными номерами. Это как раз электрокары или гибриды, то есть автомобили, которые передвигаются и на бензине, и на заряде аккумуляторов. В Пекине уже восемьдесят процентов всех такси именно с зелеными номерами.

По выпуску легковых автомобилей Китай в два с половиной раза превзошел США и в три с половиной раза Японию

Государство учредило целый ряд преференций для владельцев таких машин. Например, если ты купил обычный бензиновый автомобиль, то регистрационный номер на него сможешь получить только через год или через два. А если электрокар или гибрид, то номерной знак выделят максимум через полгода. Бензиновый не имеет права передвигаться в больших городах ежедневно, а только три-четыре дня в неделю. Для электрического таких ограничений нет. Плюс субсидии от государства на приобретение - десять-пятнадцать процентов от цены.

- И дело здесь не только в заботе об экологии, - пояснил мне один из владельцев электрокара. - Это следующий этап технического прогресса, никуда не денешься.

Электрокар гораздо дешевле в эксплуатации. Там почти нечему ломаться, не надо думать о запчастях. Сейчас на одной заправке такая машина проходит примерно шестьсот километров. Зарядиться можно повсюду, зарядные станции есть даже на частных парковках под жилыми домами. Можно запитать аккумулятор и от бытовой розетки, но это займет куда больше времени.

Как раз аккумуляторы сегодня являются самой уязвимой частью таких машин. Литиевые батареи дороги, они, по некоторым подсчетам, составляют более половины цены всего автомобиля. Их сложно утилизировать. И, разумеется, потребителям хотелось бы не заморачиваться так часто с подзарядкой.

Первое, что бросается в глаза по прилете в Китай, - большое число машин с зелеными номерами. Это как раз электрокары или гибриды, то есть автомобили, которые передвигаются и на бензине, и на заряде аккумуляторов. Фото: Владимир Снегирев

Поэтому, когда у меня появилась возможность воочию познакомиться с типичным китайским автозаводом, я сразу спросил про эти самые батареи. А вопрос сформулировал слегка провокационно:

- Японцы объявили о том, что создают или даже уже создали аккумуляторы без лития и такие, что они могут дать пробег без подзарядки в тысячу километров. Чем ответит Китай?

Мой собеседник, а им был заместитель директора завода Мао Цзяньхуа, ответил так:

- Поверьте, и у нас тоже есть такие аккумуляторы, их делают в Гуанчжоу. Да, литий - это и дорого, и опасно для окружающей среды, поэтому наши исследователи сейчас пытаются найти альтернативу, например, создать натриевые батареи. Однако я не могу точно сказать, когда будет налажен их серийный выпуск. Это случится не сразу.

Если перевести сказанное с китайского, то "не сразу" может означать и завтра, и послезавтра. Но скорее завтра.

***

Этот автозавод в окрестностях города Ханчжоу принадлежит корпорации GAC, которая по объемам производства занимает четвертое место в КНР. Завод производит и электрокары, и гибриды, всего их сходит с конвейера двести тысяч в год. Согласитесь, впечатляющий результат для предприятия, на котором заняты меньше двух тысяч человек.

Сборочный цех автозавода: людей нет - одни роботы. Фото: Владимир Снегирев

Для начала нам показали эти машины, и я, автомобилист с почти полувековым стажем, посидев за рулем, отметил их великолепный дизайн, комфортный салон, удобное управление, широкие возможности бортовых дисплеев. Особенно хорош минивэн-гибрид бизнес-класса. Он флагман продаж. Спрос на эту машину большой, причем не только в Китае. Автомобиль сам подъезжает к водителю, сам паркуется, это и есть то, что называется искусственным интеллектом на практике.

Прошлись по цехам. Сопровождавшие нас сотрудники предприятия предупредили, что фотографировать можно не все, а только то, что они разрешат. Из чего стало ясно, что здесь тщательно оберегают секреты своих технологий. А оберегать, как я понял, есть чего. Например, в сварочном цехе семьдесят процентов всех операций выполняют роботы. На конвейере, где происходит сборка, опять показали серию автоматов чисто китайского производства. Похвастались: если за границей такой робот стоит сто миллионов юаней, то нам он обходится в тридцать миллионов.

Девиз у этой корпорации такой: "От сделано в Китае до создано в Китае".

После экскурсии сели в переговорной, где и состоялось мое интервью с заместителем директора завода по имени Мао Цзяньхуа.

Разговор зашел об "умных" автомобилях, смарт-технологиях.

- В этом отношении мы первые в мире, - без обиняков заверил меня замдиректора. - Уже опередили американцев, причем намного. Если раньше автомобиль был исключительно средством передвижения, то теперь это еще и искусственный интеллект. Смарт-технологии все более активно используются и в общественном транспорте. Скоро обыденностью станут автомобили и автобусы без водителя. Также актуальна "зеленая повестка". К 2025 году все автозаводы Китая должны перейти на подобные технологии.

- По поводу "зеленой повестки": верно ли, что мир идет в сторону полного отказа от бензина и дизеля в пользу электричества или других источников энергии?

- Я бы не стал говорить о полном отказе, все-таки пока есть такие места и такие случаи, когда двигатель внутреннего сгорания еще поработает.

Наряду с ноутбуками и телефонами эта корпорация производит теперь и автомобили. Фото: Владимир Снегирев

- Скажите, вот вы, как обыватель, а не как топ-менеджер, приветствуете тенденцию пересадить всех людей на общественный транспорт?

- Я - за. Хотя троллейбус все равно не заменит человеку в полной мере собственный автомобиль.

- Как я понял из пояснений, на вашем производстве заняты 1900 человек. А сколько инженеров и конструкторов занимаются перспективными разработками?

- У нас в Гуанчжоу есть специальное конструкторское бюро - там работают пять тысяч человек.

Эти пять тысяч, поясню для читателей, ответственны за автомобильные инновации только в одной из десяти главных корпораций Китая.

***

И напоследок вернемся к сотрудничеству китайского автопрома с Россией. Если за весь прошлый год мы получили из КНР 160 тысяч машин, то только за минувшие полгода эта цифра выросла до 270 тысяч. Экспорт, по заключению одного из руководителей Ассоциации автопромышленников Китая Сюй Хайдуна, растет так быстро, что Россия уже стала рынком номер один для китайских производителей.

Если раньше автомобиль был исключительно средством передвижения, то теперь это еще и искусственный интеллект

В интервью корреспонденту "РГ" господин Сюй Хайдун отметил, что автомобильные компании КНР хотят и продавать свои машины у нас, и инвестировать в создание совместных предприятий. Но при этом подчеркнул: "Долгосрочное сотрудничество предполагает, что в стране должны быть созданы все условия для стабильной работы СП". И пояснил, что сегодня одним из препятствий к развитию такого сотрудничества является значительное увеличение нашей стороной налога на утилизационный сбор. Это, по его мнению, сильно снижает конкурентоспособность китайских авто на российском рынке.

Китайские машины отличаются великолепным дизайном, комфортным салоном, удобным управлением, широкими возможностями бортовых дисплеев. Фото: Владимир Снегирев

С электромобилями тоже не все так просто. Все-таки Россия - не Китай, у нас случаются такие морозы, что современные аккумуляторы теряют свою емкость гораздо быстрее. Но и те пять тысяч конструкторов, о которых я упомянул выше, тоже ведь не зря свой хлеб едят. Когда-нибудь они решат и эту проблему. Возможно, уже завтра.

Кстати

Крупнейший в мире производитель батарей для автомобилей китайская компания Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. (CATL) представила образец аккумулятора, который сможет питать электрические самолеты. Массовое производство таких батарей компания обещает начать уже в конце этого года. Параллельно в сотрудничестве с другой китайской фирмой идут работы по созданию такого электролета.

Другие материалы из цикла публикаций Владимира Снегирева о Китае читайте здесь.