Контрабандные алмазы пытались вывезти в рыбе Задайте свой вопрос ведущему программы Оставьте своё мнение на форуме программы "Моссовет"
Москва 103,4 FM, 67,2 УКВ Региональные частоты
Прямой эфир

ПРОГРАММЫ 


27.11.2006 12:16 "Панорама"

 Дешевая водка - народная или антинародная?

/Фото ИТАР-ТАСС/
/Фото ИТАР-ТАСС/
Слушать     Отправить ссылку

Ведущий: Ильмира Маликова

Гости: Николай Герасименко, Юрий Медведев

Ситуация с суррогатным и контрафактным алкоголем стала угрожать здоровью нации. Выпуск дешевой, «народной» водки должен вытеснить с рынка нелицензированную спиртосодержащую продукцию. Станет ли дешевая водка выходом из ситуации или это то самое меньшее зло, которое мы должны выбрать из двух? Обсудим с нашими гостями. На «Маяке» заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Федорович Герасименко и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Германович Медведев.
 
- Первый мой вопрос связан с тем, что уже неделю обсуждается в обществе. Это появление дешевой, так называемой народной водки. Как вам кажется, эта водка все-таки заменит на нашем рынке суррогат и контрафакт?
 
МЕДВЕДЕВ: Я так же, как и вы, впервые услышал несколько дней назад о том, что есть идея у «Росспиртпрома» о том, чтобы выпустить на рынок дешевую водку, стоимость ее они уже определили. Я не понимаю назначения и цели предложения такой дешевой водки. Я думаю, что здесь сейчас делается серьезная, большая ошибка - попытка через дешевую водку вытеснить, как вы говорите, суррогат с алкогольного рынка. Давайте мы с вами просто представим себе, что завтра доступность алкогольного напитка станет значительно выше, чем сегодня. К чему это приведет? Это приведет к тому, что просто человек, который сегодня по тем или иным причинам сдерживал порывы выпить водку, завтра он, просто потому, что она будет абсолютно доступной, это сделает. Может быть, нам вообще ввести, как в сложные годы жизни, некие сталинские или еще какие-то 100 граммов каждый день, тогда, может быть, совсем не будет суррогатной водки, все будем с утра употреблять вот эти 40-градусные или 50-градусные напитки. Я не понимаю и не принимаю эту идею.
 
- Николай Федорович, как вы можете прокомментировать появление дешевой водки? Улучшит ли это ситуацию с потреблением алкоголя в нашей стране или, напротив, усугубит ее?
 
ГЕРАСИМЕНКО: Я тоже не понимаю идеологию введения так называемой народной водки. Можно ввести «народные сигареты», затем по логике еще «народный героин», чтобы сделать доступным все это дело.
 
- Легализовать легкие наркотики.
 
ГЕРАСИМЕНКО: Это из той же серии. Вот Юрий Германович говорил о 100 граммах. Россия пила очень мало до войны. У нас потребление алкоголя в пересчете было два литра на душу населения, сейчас 14 литров. Начала спиваться Россия как раз со 100 граммов наркомовских. Когда каждый день выдавали по 100 граммов водки либо ее заменитель, Россия начала спиваться. Это мужики, которые вернулись с фронта, первые начали постоянно пить. Это первое. Второе. Непонятно вообще, на какую аудиторию, на какой сегмент населения это рассчитано. Если заменить суррогаты, то суррогаты пьют у нас деклассированные элементы, часто уже ничего не соображающие, им лишь бы что-то выпить.
 
МЕДВЕДЕВ: А для них это все равно дешевле будет, Николай Федорович.
 
ГЕРАСИМЕНКО: Безусловно, 60-65 рублей - это для них дорого, они как пили суррогаты, то, что пахнет спиртом, так и будут продолжать пить. Самое страшное в другом. Дешевая водка, а она у нас супердешевая, то есть если она стоит 60 рублей...
 
- Это шесть батонов хлеба.
 
ГЕРАСИМЕНКО: Шесть батонов хлеба. Раньше, когда водка стоила 3.62, это было больше 20 батонов хлеба. Во всем мире на бутылку крепкого напитка можно купить 15 бутылок пива, то же самое было, когда у нас стоила 3.62, а пиво было 24, тоже можно было купить 15 бутылок пива. А у нас сейчас получается на бутылку водки три бутылки пива. Это абсурд на грани идиотизма.
 
Во всем мире отработаны принципы антиалкогольной политики. У нас северный тип потребления, пьем очень много водки, и пиво у нас идет только "для разогрева" (как говорится, пиво без водки - деньги на ветер). Во всем мире отработана система замены водки пивом и вином. У нас, к сожалению, вина нет, пиво очень дорогое. То есть Россия не вписывается в общемировую тенденцию абсолютно. Все делается как бы наоборот, чтобы народ больше пил, больше умирал. Здесь ситуация уже парадоксальная будет: люди больше будут пить, потому что это очень дешево. Во всем мире водку, наоборот, удорожают, чтобы меньше пили. Польша, например, потребляла крепкие напитки, а как только перешла на вино и пиво, смертность сразу снизилась. Только в России сейчас такое творится. Это именно спаивание населения. Ведь погибают даже не от суррогатов, а умирает в год от потребления водки примерно 500-700 тысяч. Готовили наши социологи, наркологи специальный доклад, он уже готов, – 500-700 тысяч. Это и убийства, и самоубийства, и отравления, и пожары. Дальше, цирроз печени, инфаркты, инсульты. И самое главное, ведь тоже это все доказано, не столько суррогаты, сколько количество выпитого. Считается смертельной дозой выпить в течение часа–полутора 400 граммов чистого спирта, это чуть больше литра водки. Пива столько не выпьешь, это больше ведра пива. Вина – это 3-4 бутылки нужно выпить. Поэтому, конечно, везде удорожание крепких напитков и удешевление вина и пива. Почему у нас не идут таким путем, а, наоборот, вина нету в стране, чтобы нормально люди пили хорошее, нормальное дешевое вино, которое бы стоило, допустим, 40, 30 рублей, 25 рублей? Почему не думают, чтобы удешевить вино? У нас дорогие вина, потому что акцизы. Во многих странах за рубежом дешевые вина стоят 2-3 доллара. Но у них крепкий алкоголь стоит, как правило, свыше 10-15 долларов.
 
- Здесь ведь есть очень мощный экономический подтекст, потому что дешевая водка должна вытеснить контрафакт, наверное, не суррогат, поскольку он будет в любом случае дешевле, но тот контрафакт, который составляет сейчас, по-моему, до 60 процентов рынка существующего.
 
МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что вы немножко ошибаетесь, это было несколько раньше, до 1 января текущего года. Сейчас контрафакта стало значительно меньше. Потому что закон все-таки дает возможность государству существенно контролировать.
 
- Введенный закон этим летом должен был привести к вытеснению контрафакта, а контрафакт все равно остался.
 
МЕДВЕДЕВ: Он остался, но не в таких размерах. Я думаю, что здесь мы должны говорить несколько о другом. Вы представляете, государственному предприятию предлагают сегодня продавать дешевую водку, это тот дешевый продукт, который на рынке будет вытеснять продукцию, неконкурентоспособную по цене. Это значит, следовательно, государственное предприятие будет за счет бюджета или каких-то других источников спаивать население. Я не понимаю здесь даже экономическую составляющую. Кто дает такое добро со стороны государства или каких-то исполнительных властей продавать дешевую водку и нарушать конкурентную среду на этом рынке? Мне это абсолютно непонятно. Это первое. Второе. Я еще раз повторяюсь, если, к примеру, мы пытаемся через дешевую водку вытеснить контрафакт, значит, завтра контрафакт будет стоить не 50-40 рублей, как сегодня, а будет стоить 30 рублей.
 
- Тогда контрафакт будет делать невыгодно, считается.
 
МЕДВЕДЕВ: Нет, ну если мы говорим, что в магазине есть водка по 50 рублей, она контрафактная, потому что там не уплачены акцизы, значит, следовательно, тот, кто продает эту продукцию, он будет просто искать другие способы снижения цены - занижать свои доходы, занижать стоимость продукции, меньше платить взятки крышующим организациям и так дальше. Все равно контрафакт таким образом не вытеснишь, нужен просто жесткий контроль за производством спирта и последующим его прохождением по всей цепочке. Другим способом с этим делом не справиться.
 
- Но если действительно у нас появится эта дешевая водка, которая будет стоить около 60 рублей, таким образом будет установлена минимальная цена. Так, может быть, нам эту минимальную цену все-таки сделать выше, чтобы водка не была столь доступна населению? Например, водка не может стоить дешевле 80 рублей. Все, что дешевле 80-ти в магазинах, - контрафакт, который должен уничтожаться.
 
МЕДВЕДЕВ: А вы знаете, сегодня по закону правительство имеет право, мы не обязали, а дали ему право. Но, к сожалению, этим правом они не воспользовались. Правда, Минфин предлагает это установить как обязательную норму - установление минимальной цены. Пожалуйста, можно хоть сегодня это делать. И у нас раньше такая норма была, и это было абсолютно правильно. Я считаю, что все, что ниже, вы правильно говорите, должно считаться контрафактом и изыматься с прилавка, потому что есть простой счет, который дает возможность реально определить стоимость этой продукции, я с вами согласен.
 
- Николай Федорович, вот если наш собеседник Юрий Медведев сказал о том, что меры правительство не принимает, Государственная Дума может воздействовать каким-то образом на исполнительную власть, чтобы не то что навести порядок в этой сфере, а вообще понять, кому принадлежит эта инициатива? Потому что разговор о "народной водке" пошел после знаменитого заседания правительства, где Фрадков сделал несколько выговоров заместителям министров за ситуацию на алкогольном рынке. До этого был очень резкий разговор президента с правительством, до этого вопрос был поставлен перед президентом со стороны населения и т. д. То есть, видимо, исполнительная власть так хочет что-то исполнить для президента, что уже потеряла некие координаты. Государственная Дума может иметь какой-то вес при решении этого вопроса?
 
ГЕРАСИМЕНКО: Насколько я знаю, эта идеология идет из Минэкономразвития прежде всего. И когда выступал замминистра экономразвития, он как раз говорил об этой дешевой водке. “Росспиртпром”, ему выгодно это, допустим, производить.
 
- Это государственное унитарное предприятие, да?
 
ГЕРАСИМЕНКО: Да. Им выгодно производить. Но опять же здесь все поставлено с ног на голову. Вот опять я не понимаю того, что происходит. Во всем мире технология тоже ведь отработана. В первую очередь ведь государство должно взять под контроль продажу, а не производство. Допустим, северные страны скандинавские, Канада, некоторые штаты Америки, ряд еще стран, они вводят контроль прежде всего за продажей, то есть вводится определенная государственная монополия на продажу. Ведь продается именно в торговых точках, и там принцип действует один и тот же: взять подешевле - продать подороже. Второе. У нас столько много точек...
 
- 11 тысяч, да?
 
ГЕРАСИМЕНКО: Больше гораздо, продажных точек, вы что?
 
МЕДВЕДЕВ: 80 тысяч в России сегодня.
 
ГЕРАСИМЕНКО:  А, вот это ближе. 80 тысяч и больше, может, даже около 100 тысяч. В общем, у нас во много раз больше, чем в других странах. А как это будет все контролироваться, эта «народная водка»? Кто-то будет продавать и дешевле водку. Поэтому это серьезный, я считаю, вопрос. И я думаю, Государственная Дума сделает парламентский запрос в отношении «народной водки», в крайнем случае мы его будем готовить, такой парламентский запрос.
 
МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что мы не пропустим эту идею по линии парламента.
 
- Юрий Германович, “Единая Россия”, которую вы представляете в Государственной Думе, выступила с инициативой ввести госмонополию как на продажу, так и на производство спиртосодержащих продуктов. Пока что это обсуждение проходит за закрытыми дверями в рамках фракции. Но может быть, дешевая водка - это первый шаг на этом пути? Потому что “Росспиртпром” - это государственное предприятие. Видимо, будут открыты специальные магазины “Росспиртпрома”. И как вы относитесь к госмонополии?
 
МЕДВЕДЕВ: Может быть, и действительно кто-то предполагает, что за счет открытия специальных магазинов и продажи дешевой «народной водки» мы изменим ситуацию. Но я еще раз говорю, что это просто ошибочное мнение, ошибочный подход, он специфику не учитывает этого рынка. Я согласен с Николаем Федоровичем, что надо здесь по-другому совершенно подходить.
 
Что касается госмонополии на розницу, мы эту тему изучаем, она очень сложная и непростая. И сегодня нет такого вот решения. Там именно речь ведет наш уважаемый председатель Госдумы и лидер нашей партии о том, чтобы посмотреть возможности использования опыта скандинавских стран по госмонополии на розницу. Действительно, все, что бы ни производилось, оно все равно же в конечном итоге доходит у нас только через систему розницы. И если над розницей у нас будет контроль, если мы не будем продавать несовершеннолетним, если не будем нарушать режим работы, если мы закроем ночные все магазины и многое-многое другое сделаем...
 
- Вернутся таксисты, вернется самогоноварение. У нас все это, как мне кажется, проходили. И вновь количество суррогата на нашем рынке возрастет.
 
ГЕРАСИМЕНКО: Немножко не согласен в том плане, что ничего не надо делать. Только самый простой способ – выпустим дешевую водку, и все нормализуется, как некоторые думают. На самом деле гораздо больше люди будут пить. Почему-то правительство не думает, чтобы удешевить лекарства, удешевить хлеб, удешевить молоко как именно народные продукты, а почему-то только удешевляет сигареты, удешевляет водку. Та же Германия выпускала народный автомобиль – «фольксваген».
 
Здесь вопрос в чем? Есть криминал, и есть продажа нормальным людям. И во многих странах выступают за определенные ограничения: и по количеству магазинов, и по датам продажи, и по возрасту. Почти во всех цивилизованных странах введено ограничение 21 год. Это Америка, это Англия, это Франция, это Скандинавия и т. д. Если продадут – забирают лицензию. То есть это вопрос уже наведения элементарного порядка. Но нужно здесь четко разделить: вот это идет контрафактная продукция, за то, что самогон гонят, тоже надо наказывать, и Государственная Дума планирует увеличивать штрафы в Административном кодексе вплоть до уголовной ответственности за продажу алкоголя. Планировали провести парламентские слушания в Государственной Думе по алкогольной политике и привлечь туда три комитета – Комитет по экономической политике, Комитет по охране здоровья и Комитет по безопасности. И мне кажется, именно там нужно обсудить все плюсы и минусы введения этой «народной водки», а не так вот сразу, не продумав, не посчитав потери медицинские, социальные потери. Подумать, монополия на производство нужна или на продажу? Во всем мире, я говорю, именно на продажу. Производство – пусть частники производят, лишь бы хорошее было качество.

Слушать     Отправить ссылку


Выпуски других программ


29.09.2007 10:00 (МАЯК FM) "Моссовет"

 ФОРУМ ПРОГРАММЫ


06.12.2006 20:12 "Русские вне России "

 Русские вне России - великий исход. Часть 2


06.12.2006 19:08 "Обзор прессы"

 "Обзор газет", 6 декабря


06.12.2006 18:54 (МАЯК FM) "Зоомагазин"

 Один дома


06.12.2006 18:33 "Ваши деньги"

 "Ваши деньги", 6 декабря


Последние выпуски


Посол Эстонcкой Республики в Российской Федерации Марина Кальюранд. /Фото К. Курганова, р/с "Маяк"/
06.12.2006 15:16 "Панорама"

 Марина Кальюранд

Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонии в Российской Федерации
У России и Эстонии есть общие интересы


06.12.2006 12:16 "Панорама"

 Валерий Федоров

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения
Особенности прагматичного патриотизма


05.12.2006 15:16 "Панорама"

 Татьяна Дмитриева, Сергей Колесников

Психиатрия в России станет более цивилизованной


Валерий Зубов в студии "Маяка".
05.12.2006 12:16 "Панорама"

 Валерий Зубов, Константин Шипунов

Дума готовит закон об экономических санкциях против зарубежных стран

ВЫПУСКИ ПРОГРАММ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наши партнеры