Логин :    Пароль :


Регистрация на сайте | Напомнить пароль?

Разделы:

«    Декабрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Новые ноты:


Шутка юмора:

Покупаем помаленьку че попало. Тел.17-18-906. Вася и Петечка.


Материалы сайта:

Популярные ноты:

Друзья:





 

Форум Тема Автор Ответов Просмотров Дата Последний
Тестовый форум ноты andrei 7 1548 15 декабря 2010 13:34 admin
Тестовый форум ноты dmitriotka 8 122 15 декабря 2010 10:52 admin
Тестовый форум Ищу ноты irinakim 0 141 9 декабря 2010 16:06 irinakim
Тестовый форум ноты и мр3 (wav) zagrooz 0 140 5 декабря 2010 15:12 zagrooz
Тестовый форум Гайдн "Семь слов спасителя на кресте" ирина паршина 2 117 5 декабря 2010 12:33 ирина паршина
Тестовый форум Нужны ноты Р. Щедрина lida 1 132 30 ноября 2010 15:18 admin
Тестовый форум Нужны ноты Утешение Ф.Листа для гитары и баяна eirikr 1 359 4 октября 2010 15:27 admin
Тестовый форум Нужны ноты Лезгинки Danger_kna 1 760 16 сентября 2010 10:26 admin
Тестовый форум Струнный квартет bosch 1 612 16 сентября 2010 10:24 admin
Тестовый форум Новый раздел нот hornman 1 800 16 сентября 2010 10:20 admin




Николай Леонтович Композиторы
Николай Леонтович
1(13) декабря 1877 года в семьи сельского священника отца Дмитрия (с.Монастирок нынешнего Немиривского району) родился сын Николай, будущий композитор, с мировым именем, певец красоты подольской земли. В историю мирового музыкального искусства Леонтович вошел как автор художественных обработок для хора украинских народных песен (около 200), а также как творец жанра утонченной хоровой миниатюры на основе текстов и мелодий народных песен. Среди его наилучших обработок народных песен выделяются своей мелодичностью “Щедрик”, “Дудочник”, “Прачка”, “Казака несут”, “Пиють петухи”, “Ой из-за горы каменной”, “Женчичек-бренчичек”, “Зашумела лищинонька” но др.
Дитинство Николая Леонтовича прошло в селе Шершнях Винницкого уезда (в настоящее время - Тивривского району), где отец с 20 июня 1879 года получил должность настоятеля местной парафии. Живописная подольская природа, гармония небесной голубизны и золота ланов, певчие люди, - все это пробуждало у парня влеченье к звукам родной песни. К тому же его отец хорошо играл на скрипке, гитаре и виолончели, а иметь красиво пела, что не могло не наложить свой благотворный отпечаток на впечатлительную детскую душу.
Коли парню исполнилось 10 лет, то родители отдали его на учебу к Немиривской гимназии (август 1887 года), где в это время работали друзья и единомышленники Т.Г.Шевченка: Михаил Чалий, Иван Сошенко, Юлиан Белкина-кенджицкий, Афанасий Маркович. Закончив подготовительный класс этой гимназии, Леонтович того же года вступает к Шаргородской духовной бурсы, которую заканчивает через четыре года. Потом - длительные годы пребывания в духовной семинарии Каменец-подольского. Учился в семинарии Николай Леонтович достаточно скромно. Да, первый класс он закончил лишь 25-м по списку, к тому же имел переекзаменування из произведения. А в последнем классе гимназии даже был оставлен на второй год. Очевидно, давали о себе знать его огромная загруженность в семинарском хоре (где он был дирижером), а также решение посвятить себя делу народного образования.
По окончании семинарии в 1899 году Леонтович работает учителем творческого труда, арифметики и географии, в Чукивский двуклассной школе. О его пребывании в Чукови рассказывают протоколы заседаний педагогического совета школы за 1897-1901 годы, которые сохраняются в музее в городе Тульчини. Здесь, в Чукови, Леонтович из сельских ребят и девушек организует свой первый хор, делает записи украинских народных песен.
Особенно значительным для Леонтовича как в творческом, так и в личном плане был тивривский период его жизнь (с 1901 по 1902 год). В Тиврови Николай Дмитриевич выкладывает музыку и пение в местном духовном училище, организует детский хор. На этот же период приходится и выход его “Первого сборника песен из Подолья”, много песен из которой выполнялось местным хором. Также в Тиврови Николай Леонтович познакомился из Клавдией Ферапонтовной Жовткевич, уроженкой волынского села Пидлисци, которая из 29 сентября 1901 года становится его спутницей жизни.
Осенью в 1902 году Леонтович оставляет Тиврив и переезжает в Винницу. Некоторое время здесь он работает преподавателем пения в церковно учительской школе и одновременно дирижирует духовым оркестром. Рядом с этим Леонтович на протяжении 1903-1904 годов посещает лекции и консультации в Петербуржской придворной певчей капелле и вскоре сдает экзамен на звание дирижера церковного хора.
Приятным эпизодом в жизни молодого композитора была также рецензия известного метра украинской классической музыки М.В.Лисенко на “Второй сборник песен из Подолья” (1903 год). В частности Николай Виталиевич писал: “Вспоминая себе ваш сборник песен, я был очень зрадуваний, найдя в ней самостоятельные ходы, движения голосов, а не подкладывания интервалов ради гармоничной плоскости”.
Однако, в жизни Николая Дмитриевича бывали и неприятные моменты. Через разные осложнения ему пришлось оставить Винницу и длительное время скитаться без средств к существованию. Находясь на родине жены, Леонтович узнает, что на станции Гришине (в настоящее время - Красноармийске Донецкой области) существует вакансия учителя в железнодорожной школе. И Николай Дмитриевич вместе с женой перебирается на Донбасс. Новый учитель сразу же припал по нраву школьному коллективу. Но проработать долго Леонтовичу здесь не удалось. Во время событий 1905-1907 лет он вызывает подозрение в жандармов через симпатии к революционерам, а также за то, что возглавляемый им хор рабочих-железнодорожников выполнял песни антимонархического содержания. Спасаясь от преследований жандармов, Леонтович переезжает к Тульчина. С 12 октября 1908 году Николай Дмитриевич выкладывает церковное пение в местном епархиальному женскому училище. Судя из воспоминаний его ученицы Ирины Шероцької-Кравчук (“Культура и жизнь”. - 1991. - 5 жовт.), уроки Леонтовича пользовались неизменным успехом среди воспитанниц училища.
Начиная с 1909 года, Николай Леонтович берет консультации из теории композиции у профессора Болеслава Яворского, ученика известного российского композитора Сергея Танеева. Сначала их встречи происходили в Москве, а впоследствии в Киеве. Общение из Яворским помогло Леонтовичу в совершенстве овладеть рядом приемов из техники хорового письма в частности, из полифонии.
В 1918 году Леонтович переезжает на постоянное обитание в Киев. Выдающийся украинский композитор К.Г.Стеценко, с которым Леонтович познакомился в Киеве, так писал о своем знакомого: “Он будто резчик в музыке, которая творит самые тонкие музыкальные стоимости вроде бы кружева из шелка. Его техника, обработка наименьшей вещи настолько “ажурная”, будто тонкая, резьба из золота, украшенная самоцветными камнями.” К вещи, обоих великанов национальной культуры, совмещало не только музыкальное творчество но и общий труд в отрасли создания государства во времена Центрального Совета: оба работали в педагогической секции музыкального отдела Министерства народного образования УНР (Кирилл Григорьевич - председателем секции, Николай Дмитриевич - ее делопроизводителем). Кроме этого, Леонтович не оставляет и сугубо профессиональной деятельности: работает преподавателем хорового дела в Музыкально драматичном институте имени М.В.Лисенко организует и возглавляет в ранге комиссара первую украинскую государственную капеллу. В этот же время Николай Дмитриевич пишет 4 хоровых поэмы: “Легенда”, “Летние тона”, “Моя песня”, “Ледокол”. Однако, творческий труд композитора прервала деникинска оккупация Киева. Угрозы расправой вынуждают Леонтовича переехать с семьей назад к Тульчина. Здесь он возвращается к учительскому труду, много и самоотверженно работает на музыкальной ниве. Из архивных источников также известно, что с 1 августа 1920 году Леонтович занимает посада заведующего секцией искусств при Брацлавскому повитовому отделе народного образования, а впоследствии - организатора государственного хора в Тульчини.
Лебединой песней композитора, за замыслом самого автора, должна была стать народно фантастическая опера “На русалчин великдень”. Для того, чтобы закончить ее текст (слов автора, Бориса Гринченко, хватило лишь на одно действие), Леонтович выезжает в село Стражгород где проживала его знакомая либреттистка, прежняя выпускница Тульчинского епархиального училища Надежда Васильевна Танашевич. В Стражгород Николай Дмитриевич прибыл в четверг 20 января 1921 года, как раз на именины старого Танашевича. “На второй день, в пятницу, - писал первый биограф Леонтовича В.П.Дяченко, - Николай Дмитриевич почти целый день просидел с надеждой Васильевной над либретто. Он дал все необходимы указания и пожелания и вернулся под вечер в Маркивци счастливый и удовлетворенный. Теперь дело с оперой было полностью настроено.”
День 22 января Леонтович окрыленный творческими успехами, провел в доме отца в селе Маркивка нынешнего Теплицкого района. Знал ли тогда подольский Орфей, что неумолимое время уже это мгновение приобретал для него новых, особенных измерений? Наверное знал догадывался...
Сохранились вести о том, что Надежда Танашевич в конце книги В.П.Дяченко оставила такую запись: “Старра Танашевич 6-го янв. (ст.стиль) ворожила по руке (Леонтовичу. - Авт.) херомантичним способом угадывала длину (линии. - Авт.) жизни. Но в этот момент подошла к ним Надежда. Здесь же стоял и Грех (коллега Леонтовича по Тульчинскому училищу. - Авт.). Она посмотрела и сказала: “Ох, мамо! Та линия жизнь совсем окончилась, зачем же ты неправдиво говоришь. А М.Д. зареготався, да и говорит: “Значит, когда я буду от вас идти, и из леса выйдет бандит меня убивать тот я ему скажу: е, нет! Стой. Мамочка Танашевич мне еще угадывала долго жить”.
Последующие события, которые случились после этого, лишь засвидетельствовали неотвратимость судьбы, которая толкала гениального художника навстречу бессмертию. Об обстоятельствах трагической гибели Николая Дмитриевича от рук коварного убийцы, которого Леонтовиче гостеприимно впустили к дому накормили, дали убежище на ночь, уже говорилось много в краеведческой литературе. Более поздние же исследования, правда, позволили сделать существенное уточнение, что убийцей национального музыкального гения был агент Гайсинского повитового ЧК. Позволим себе еще раз процитировать настоящий документ (секретный рапорт начальника Гайсинской повитовой милиции губернскому начальству от 9 февраля в 1921 году), поскольку следующие документы позволяют сделать вывод, что убийство композитора чуть ли не случайный характер (перевод из российской): “В ночь на 23 января, агент повитчека Грищенко выстрелом из винтовки убил сына священника с.Марківки, Киблицкой волости Николая Леонтовича - 43-х годов, в какого Грищенко ночевал и 26-го января Грищенко, который скрывался в м. Теплику при преследовании его сочевичниками милиции, выстрелом из винтовки ранил в живот милиционера Твердохлиба” (ДАВО, Ф.Р-195, оп.4, спр. 28, арк.116).
“Пуля чекистского насланця, - писала уже в наши дни искусствовед из Киева Валентина Кузик, - сознательно целила в сердце признанного носителя духовности нации - Николая Леонтовича. Это был знак страшного наказания, которое ожидает каждого самостийника, который не угодничает системе”.
В этой связи достаточно красноречивыми выглядят следующие документы, обнаруженные автором (ДАВО, Ф.Р-2616 оп. 2, спр. 8, арк. 58, 63, 85). Речь в них идет о служебной карьере агента Грищенко (приказы Гайсинского повитового ЧК). Подаем их текст языком оригинала: “Зачисляется в списки в качестве районного информатора т.Грищенко Афанасий и на все виды положенного довольствия с 4-го сего декабря (в 1920 г. - Авт.).
Справка: Рапорт ст. информатора т. Пилата (какая красноречивая фамилия! - Авт.) и резолюция секретаря т.Купцова».
«Убывшего в служебную командировку (выделено автором) районного информатора тов. Грищенко полагать в таковой и исключить с провиантского, приварочного и чайного довольствия с 12 сего ноября (очевидно, декабря. - Авт.).
Выданные 5000 аванса районному информатору тов. Грищенко на секретные расходы (выделено автором), выписать в расход по приходно-расходному журналу”.
И, наконец, приказ Гайсинского повитчека № 17 от 21 января 1921 года: “Поступившие вот районного информатора т. Грищенко в 5000 г. на погашение полученного им аванса в Гайсин. Политбюро записать на приход по кассе” (не пополнил ли Грищенко таким образом свои денежные запасы, забрав впоследствии деньги в сестер Леонтовича?).
Вероятно также, что к известным мотивов убийства Николая Леонтовича примкнул и его намерение выехать за границу о чем свидетельствуют воспоминания сына Надежды Танашевич Бориса Иванова.
Болезненным криком отозвалась весть о гибели Николая Дмитриевича Леонтовича по всей Украине, побуждала ее лучшие культурно-художественные силы к объединению в Комитете памяти М.Д.Леонтовича (кстати, среди его членов встречаем и многих наших земляков, в частности выдающихся музыкантов Давида Бертье и Вячеслава Мерзлякова). Отметилась достаточно своеобразным чином в “чествовании” памяти славного композитора и официальная власть. Да, вскоре после похорон Николая Дмитриевича тульчински чиновники (на то время Тульчин был повитовим центром) принимают решение о выселение вдовы М.Д.Леонтовича из ее помещения, а также о конфискации мебели но музыкальных инструментов. Лишь благодаря энергичному протесту Киевского губернского комитета профессионально-технического образования, Всеукраинского комитета памяти М.Леонтовича и других организаций Совет Народных Комиссаров Украины 18 ноября 1921 года была вынуждена принять постановление о склонении решений органов местной власти.
Все же, невзирая на то, что “имя Леонтович был признан неактуальным для советских суток” (История украинской музыки, 1991, т. ІV, с.15), волшебные звуки его музыкальных творений и после смерти своего творца волновали сердца не одного поколения слушателей. Пылкие сторонники его творчеству 1 черня в 1922 году учредили на Подилли филиал Музыкального общества имени Леонтовича, его же имя, носила также Винницкая хоровая капелла. Позже, в 1946 году правительством УССР были установлены ежегодные стипендии имени Леонтовича для студентов Киевской и Львовской государственных консерваторий, а также для учеников Киевского музыкального училища. В городе Тульчини композитору за проектом скульптора Г.Н.Кальченко и архитектора А.Ф.Игнатенко построено памятник-бюст, а в ряде других мест установлены мемориальные доски и памятные знаки (Тиврив, Тульчин, Чукив но др.). Его же имя с 1968 года носит Винницкое государственное музыкальное училище (в настоящее время - училище культуры и искусств). И пока будет нестись над необозримыми полями и долами искренняя украинская песня, имя Леонтовича но его творчество будут жить в сердцах потомков.
Константин Завальнюк ведущий архивист Винницкого облдержархиву
Источник: ОУНБ им. К.А. Тимирязева
 
 


Еще новости по теме:
  • Николай Николаевич Каретников
  • Николай Петрович Раков
  • Николай Павлович Будашкин
  • Николай Речменский
  • Калинников Василий Сергеевич
  •  

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     



    Notoboz.ru 2008