Блоги

Крутой поворот, или Как мы опоздали на автобус до МинскаКлуб путешественников Сергея СИНКЕВИЧА:
Крутой поворот, или Как мы опоздали на автобус до Минска
Отдых без EUROАльтернатива Игоря МУЗЫКИ:
Отдых без EURO
Лондон-2012: радости и огорченияАпперкот Сергея КОРНЕЕВА:
Лондон-2012: радости и огорчения Видео к блогу

Все блоги

Фильтр новостей

Показывать новости
Количество на странице
Сортировка
Сортировка
"АЛЬФА-БАНК" — 22-Й ЧЕМПИОНАТ БЕЛАРУСИ ПО ФУТБОЛУ"АЛЬФА-БАНК" — 22-Й ЧЕМПИОНАТ БЕЛАРУСИ ПО ФУТБОЛУ
КомандаИО
1. БАТЭ (Борисов)2965
2. Шахтер (Солигорск)2961
3. Динамо (Минск)3056
4. ФК Гомель2950
5. Неман (Гродно)2938
6. ФК Минск2936
7. Нафтан (Новополоцк)2929
8. Славия (Мозырь)2927
9. Белшина (Бобруйск)2927
10. ФК Брест2926
11. Торпедо-БелАЗ (Жодино)2924
ПБ-ТОТОПБ-ТОТО
УчастникО
1. DiGr178
2. Жулик (Полоцк)174
3. Witalia170
4. zhlobyn170
5. Мардас169
6. Alexandr1978169
7. NEM@N169
8. konash169
9. zalgiris167
10. Денис Орлов167

2006-08-01 15:55:34
Рубрика : Разное / Шахматы

Взятие Берлин

Взятие Берлин

В начале лета шахматистка из Кобрина Татьяна БЕРЛИН сотворила сенсацию, впервые в истории Беларуси завоевав личную золотую медаль на олимпиаде.





— На такой форум попала первый раз. В команду взяли на четвертую доску, так называемой запасной. На это место претендовали несколько человек, тем не менее выбор тренера команды Андрея Васильевича Ковалева пал на меня. Старалась оправдать доверие.

— Право отбора — его личная прерогатива?
— Чемпионат страны был одним из критериев отбора. Там лидировала на протяжении всего турнира, вплоть до последнего тура, но неудача в той партии отбросила меня сразу на четвертую итоговую позицию. Дома у меня удручающая стабильность — раз за разом остаюсь четвертой.

— Это соответствует вашему личному рейтингу?
— Сейчас он у меня второй в стране, а до олимпиады был четвертый-пятый.

— А есть ли у белорусских шахматисток свой “гамбургский счет”? Имеется в виду безусловный, признаваемый остальными фаворит.
— Самый высокий в Беларуси рейтинг у Ани Шаревич, но в национальном первенстве она лишь пятая. Это очень своеобразный турнир, на котором все друг дружку бьют.

— Роль “лавочницы” в олимпийской команде не огорчала?
— Это было справедливо, поскольку у Наташи Поповой, Нади Азаровой и Ани Шаревич рейтинг был выше. К тому же Наташа и Аня выступали на олимпиаде не первый раз.

— В чем особенность положения запасной?
— В этом случае могу играть по замене только на третьей командной доске, на первые же происходит сдвижка. Ситуация кажется более комфортной, поскольку соперники выпадают не самые сильные, но есть психологическая трудность: не знаешь, когда тренеры поставят, а когда оставят за бортом.

— Может, для среднего уровня команды имеет смысл ставить на первую доску самого слабого игрока, зато заведомо подбирать очки на “нижних” досках, где победы весят ровно столько же?
— Для олимпиад это нехарактерно. Некоторые команды практикуют такое в клубных чемпионатах. Но каково девушке, которую заведомо бросают “на съедение”, “под танки”? И какая это будет команда, если человеку в ней плохо? Шахматы — специфический индивидуальный вид спорта, в котором многим тяжело найти общий язык. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть роль тренера, который здорово нас сплачивал.

— Отправляясь на олимпиаду, какой результат белоруски определяли за норму? Какое место было объективно вашим?
— По среднему рейтингу игроков женская команда Беларуси была 32-й из 102 участвовавших сборных. Любую итоговую строку выше следовало считать успехом.

— Получилось заметно выше: белоруски разделили места с 18-го по 22-е…
— Более того, перед последним туром мы стояли выше — между шестым и десятым, но здесь швейцарская система вывела нам в соперницы победительниц прошлой олимпиады китаянок. Получился неравный бой, мы уступили со счетом 0,5 на 2,5, но эта отнятая нами половинка оттеснила сборную Китая на третье место и вывела вперед россиянок.

— Все происходило в олимпийском Турине…
— Мы жили в Олимпийской деревне, и на шахматный форум работала вся инфраструктура, оставшаяся после зимних Игр. Соревнования проходили в просторном комплексе, построенном для конькобежцев. Здесь же параллельно с нами проводили свою олимпиаду мужчины.

— С какого тура вас запустили в бой?
— С первого: стартовый соперник обычно не слишком силен, и команды, как правило, берегут в нем лидера, с учетом дистанции в 13 туров. Потом несколько туров я пропустила, вернулась за доску в пятом, стала выигрывать… Из восьми партий мне удалось победить в семи.

— Поймали кураж?
— Без везения, конечно, не обошлось, но и труда было вложено достаточно…

— Помимо вас, блестяще выступила вторая брестчанка — Анна Шаревич.
— Аня набрала 9 очков из 12 — тоже замечательный результат. Однако по процентному соотношению мои “7 из 8” оказались лучшими на так называемой четвертой доске и принесли личную золотую медаль.

— Насколько престижно быть первой среди запасных?
— Сама медаль такая же, как те, что вручались за командное чемпионство. Насколько знаю, в истории белорусских шахмат наш представитель завоевывал медаль олимпиады только однажды — серебро Вячеслава Дыдышко в 1994 году.

— В чем суть тренерской работы в шахматах? Наставник должен знать больше, чем ученик, сильнее играть, быть мудрее?
— Должен и знать, и уметь научить. Что до игры, то те, кто сильно играет, выступают в турнирах сами.

— Ковалев — исключение?
— Речь о личных наставниках. А Андрей Васильевич, конечно, игрок, котируется в мужских шахматах. Но последнее первенство ему не удалось, и, возможно, поэтому он решил попробовать себя на другом поприще. Скажу, что роль тренера в успешном выступлении нашей команды очень велика — как в плане подготовки, так и сплочения девушек.

— Когда ученица перерастает наставника, ей нужен новый тренер?
— Так обычно и случается. Мой первый тренер Алексей Петрович Андросюк довел меня до звания кандидата в мастера, после чего я перешла к Вячеславу Максимовичу Эльбергу.

— Это происходит без обид, тренер сам понимает свой уровень и говорит: “Стоп, пора”?
— Бывает по-всякому.

— В Кобрине, откуда вы родом, хорошая шахматная школа?
— Достаточно сказать, что отсюда вышел нынешний мужской лидер белорусских шахмат Алексей Александров. Если брать юношеский возраст, то здесь кобринчан, показывающих высокие результаты, много. Другое дело, что на переходе во взрослые шахматы таланты теряются, но это проблема всей Беларуси: в спортивной школе с тобой занимаются, а по окончании ты предоставлен сам себе. Разве что в Минске есть определенная возможность совершенствоваться в Центре шахмат и шашек.

— Вы же оказались в Бресте…
— Поступила в университет на отделение математики и информатики, после окончания вернулась в Кобрин, год проработала детским тренером, а потом снова в область — преподавателем университета, вышла замуж…

— ...обрела немецкую фамилию…
— С ударением, правда, на первый слог. На чемпионате Беларуси шутили, что обыгравшим меня полагалась медаль “За взятие Берлина”. На олимпиаде забавно было с моей фамилией выступать против германской команды. Ничего, выиграла.

— Математика и шахматы: что первично?
— Думаю, математический склад ума помогает в шахматах. Я не гуманитарий, филология — не моя стезя.

— Что предпочитаете: считать или читать?
— Все люблю. Помню, в детстве с братом, когда мама выключала вечером свет, прятались с книжкой под одеялом с фонариком. Раньше любила детективы, а в последнее время увлеклась фантастикой. Как-то перечитала Достоевского, многое для себя открыла.

— Семья не тянет результаты вниз? Когда рабочий инструмент — голова, она должна быть свободна от бытовых забот.
— Напротив, приезжая с соревнований, с удовольствием занимаюсь домом. Да и играю я сейчас, в свои без малого тридцать, только благодаря семье. Всегда могу оставить ребенка у родителей, да и муж, человек из мира шахмат, мое стремление играть понимает и всячески стимулирует. Хватает обратных примеров, когда очень перспективные девушки, выйдя замуж, с шахматами заканчивают, полностью растворяются в семейных заботах.
Растет сын, в августе Сереже будет 4 года. Знает названия фигур, некоторыми умеет ходить, обожает делать это с шахматными часами.

— Как скоро начнет обыгрывать маму?
— Как знать, в шахматах давно идет тенденция к омоложению, и связано это во многом с компьютеризацией.

— В юном возрасте вы подавали большие надежды, а потом как-то пропали из виду.
— До 20 лет я по своему возрасту играла достаточно сильно, попадала на “Европу” и на “мир”. Потом, во взрослых, выступала ровно, но без блеска, никуда особенно не ездила. За это время выполнила нормативы мастера, международного мастера. Теперь подумываю замахнуться на гроссмейстера. Олимпиада существенно улучшила мой рейтинг. Надеюсь, что нахожусь на подъеме.

— Вас курирует спортивное ведомство?
— Облспортуправление командирует меня на чемпионат страны; выезды на другие турниры — вопрос семейного бюджета. В таком положении находятся все белорусские шахматисты: неолимпийскому виду особого финансирования не положено.

— Вы интроверт или экстраверт? Человек, погруженный в себя, или распахнутый миру?
— Скорее, замкнутый.

— Что значимее: красота партии или результат? В вас больше Таля или Карпова?
— Таля. Мне ближе активные шахматы, люблю играть на короля.





Василий САРЫЧЕВ

Комментарии (0)

www.webmoney.ru
    RATING ALL.BY