Почему горожане вдруг полюбили ходить на публичные лекции? Зал, где десятки, сотни людей разного возраста заинтересованно, не ради отметки в зачетке слушают человека, стоящего за кафедрой, – казалось бы, картина из прошлого. 

Однако публичные лекции – неотъемлемая часть культурной жизни города и, как ни удивительно, пользуются большой популярностью, причем и у молодежи. На иных лекциях, бывает, даже стоячих мест не хватает. Почему – спросили мы у Льва Наумова, петербургского прозаика, драматурга и режиссера, который в том числе известен авторскими циклами лекций о литературе и кинематографе. Писатель размышлял вслух, а мы записали его монолог.

Само по себе ничего не нагревается

– Совершенно очевидно, что публичные лекции как жанр, как способ времяпрепровождения стали весьма популярны. Причин этому много. Когда я слышу крики, что никто ничем не интересуется, не читает, что все хотят только развлекаться, – признаться, недоумеваю.

Здесь нет ничего не то что удивительного, но даже достойного обсуждения. Еще древние греки обратили внимание на то, что человечество монотонно деградирует. Тепло тоже, знаете, рассеивается естественным путем – само по себе ничего не нагревается. Но это не значит, что нельзя нагреть…

Выбор «способа жить»

– Дело в том, что растет неоднородность общества или, говоря научным языком, структурная энтропия. Появляется все больше не взаимодействующих между собой условных сообществ, кластеров. А в каком-то смысле – все больше «образов жизни», «способов жить». Разумеется, это небольшие группы, которые с «коллективным средним» неконкурентоспособны. Но чем ниже падает среднее, тем ярче красуются пики.

Кто-то находит себя в альпинизме (а я восемь лет занимался этим спортом – это именно образ жизни, даже когда ты не в горах), кто-то путешествует, кто-то погружается в творчество, кто-то в новаторский бизнес, кто-то в чтение и самообразование, кто-то становится дауншифтером и живет натуральным хозяйством. Все это – стратегии самосовершенствования абсолютно разного рода. Но те, кто их выбирает, как правило, прекрасно понимают, что ключ ко всему – расширение кругозора. И для многих из них публичные лекции становятся регулярным способом времяпрепровождения.

Разумеется, это очень малый процент населения, но в многомиллионном городе он превращается в некую ощутимую аудиторию.

Телевизор – не враг

– Дефицит духовного – такая проблема возникает далеко не для каждого. Особенно остро это бьет, например, по людям с хорошим высшим гуманитарным образованием, которые нынче работают руководителями отделов продаж и агентств по недвижимости. Но это только одна из групп. Александр Архангельский как-то сказал, что лекции любят те, кто ненавидит телевизор. Я не могу с этим согласиться, потому что, мне кажется, укреплению позиций и даже попросту популяризации института публичных лекций способствовали многие телепередачи. От «Антропологии» Диброва и ночных бесед Максимова во «Времечке» до экспериментов Гордона и «Школы злословия». Эти программы донесли до широчайшей аудитории незатейливую, казалось бы, мысль: говорящий человек – это очень интересно.

Время требует

– Наш век требует комплексного и широкого знания. Студентам я всегда говорю, что это требование возникло не на пустом месте, что оно небезосновательно и небезнадежно. Необходимо пользоваться современными беспрецедентными возможностями по самообразованию.

Даже с университетскими знаниями отличника вы далеко не уедете. Время требует большего. Потому знакомьтесь с множеством мнений, получайте знания из смежных областей, сейчас это так просто, как не было никогда.

Осваивайте то, чего не знаете

– Но есть еще один момент: это комплексное знание обретает черты универсальности, в нем нет четкого водораздела между гуманитарным и точным или техническим. Как известно, Лев Ландау начинал принимать экзамен по физике с вопросов о содержании «Евгения Онегина», поскольку, если студенты не знали этого, то говорить с ними о квантовой механике было ни к чему. Значит, если вы биолог – слушайте о литературе. Если историк – вам не будут лишними лекции по программированию.

Осваивайте то, чего не знаете. Есть некоторое универсальное пространство знания, техническое и гуманитарное одновременно, и вы выбираете, как вы с ним соотноситесь. Вы можете быть писателем, понимающим, что в каждом вдохе каждого человека есть молекула из последнего выдоха Тутанхамона (тут я вас отсылаю к роману Сергея Носова «Фигурные скобки»), – научный факт с удивительными эстетическими свойствами. А можете быть физиком-ядерщиком, понимающим красоту «Евгения Онегина».

Друзья, а не френды

– И наконец: в наш век синтетики и виртуальности, френдов, а не друзей, социальных сетей, а не реальных контактов человеку банально не хватает человека. Ведь  можно не ходить на лекции, а сидеть дома, читать книги и слушать записи. Однако сейчас для многих важна эта живая пифагорейская энергия. Причем это имеет значение не только для публики, но и для лекторов.

Куда пойти на лекцию?

1. 11 июня

Российская национальная библиотека (наб. реки Фонтанки, 36). «Шпионаж через Скандинавские страны». Военный историк расскажет о национальных особенностях Скандинавских стран, а также о пограничных вопросах Российской империи и Шведского королевства.

2. 19 июня

Музей современного искусства «Эрарта». Журналист и телеведущий Дмитрий Губин прочтет лекцию по литературе «О Non-Fiction».


Автор: Анна СУСИД

Фото: Мария СЕМЕНОВА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: