05.06.2015 | 19:00

В Театре Табакова представляют спектакль "Вий"

Под занавес сезона в Театре Табакова представляют спектакль «Вий». Известный драматург и кинорежиссёр Василий Сигарев написал пьесу по мотивам гоголевской повести и сам же поставил её. В том, что именно с этой труппой ему удастся воплотить самые смелые свои фантазии, режиссёр не сомневался. Спектакль «Вий» - дебют Сигарева на столичной сцене.

На свежей афише всего 2 буквы: «И» и «Й» слились в одну. Всем очевидно: «Вий» Гоголя и «Вий» Сигарева – два разных «Вия». У Сигарева Хома с самого начала виновен в осквернении сотниковой дочки. Получилась история преступления и наказания, того, кто не хочет раскаяться, кто суда земного боится больше, чем Божьего. Те, кто рассчитывал увидеть традиционный мистический ужастик, будут удивлены. За страхами кроется философия.

«Вчера был прогон, и я видел, как зрителям было страшно. Нет, страшно должно быть. Потому что страшно герою. На самом деле, если человек что-то совершил, то ему страшно с этим жить вообще. Он в любой момент боится быть разоблаченным. Привидением не напугаешь человека. Ну, увидел он привидение, но перманентный страх - это гораздо страшнее», - уверен режиссер Василий Сигарев.

Декорации Николая Симонова напоминают пыточную комнату. Тушки потрошенных кур, летящие в героя сырые яйца – символы отсылают к славянским мистическим ритуалам. Хому, действительно, пытают на разные лады, подталкивая сознаться в преступлении. С самого начала Сигарев знал – его Хому сыграет Андрей Фомин. На него и ставил.

Сигарев совсем небольшой сцене подвала на Чаплыгина радуется: здесь возможны крупные планы с маленькими деталями, которые точно разглядит зритель. Киношные приемы сквозят во всем. Душ из яиц, среди прочих, – непростое испытание для исполнителя главной роли. Андрей Фомин признается: работа для него не только этапная, но и очень личная.

«История про "покайся". Это очень важно, в жизни нужно уметь это делать. Не бояться этого, это очень важно. Поговорить с Богом, с самим собой, - размышляет актер Андрей Фомин. - Да, я весь в синяках, все болит, но это тоже мои испытания, через которые мне приходится проходить. Это важно. Это надо почувствовать, эту боль, это как раз и дает подпитку того, что ты сам это должен прочувствовать. Это очень больно, неприятно, яйца, надеюсь, вы понимаете».

Вия и Паночку Сигарев от журналистов скрыл – они станут сюрпризом для зрителей. Роль колдуньи-мстительницы отдал актрисе Яне Трояновой. Она, ради Паночки, нарушила свое обещание не иметь дело с театром и, после 10-летнего перерыва, снова вышла на сцену.

«Готовилась я к страшилкам, но у нас непростой режиссер. Он не настроен был изначально напугать. Сложилось серьезное драматическое произведение. И я в какой-то момент поняла, что мне не надо пытаться на маленькой сцене напугать. …Я какую-то совесть играю. Мне саму себя жалко становится – я почему-то в финале начинаю плакать. Почему? Мне так Хому жалко. Ужасно жалко человека, который не может покаяться», - признается актриса Яна Троянова.

Вместо ожидаемых гоголевских мурашек – философская история покаяния, рассказанная с сочувствием и состраданием. Хоть и разные «Вии» у Гоголя и Сигарева, режиссер утверждает: все это, на самом деле, написано у классика.

  
Новости культуры