Новости / Происшествия

Погибли, спасая чужие жизни

4.09.2009, 13;:49 / remove_red_eye 1179 / chat_bubble0

Спокойствие воскресного дня 30 августа нарушила скорбная весть, пришедшая в Беларусь из соседней Польши: во время международного авиашоу в польском городе Радом в 100 км от Варшавы разбился барановичский истребитель Су-27 УБМ. Пилотировавшие самолет заместитель командующего войсками ЗОТК по авиации Александр Марфицкий и заместитель командира по летной подготовке Барановичской 61-й истребительной авиабазы Александр Журавлевич погибли.

Марфицкий Александр Эдуардович

Марфицкий Александр Эдуардович

РЕКЛАМА

 

Марфицкий Александр Эдуардович

– заместитель командующего войсками ЗОТК по авиации, полковник.
Родился 16 мая 1956 г. в пгт. Богушевск Витебской области.
Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, командный факультет Военно-воздушной академии им. Гагарина.
В 1992 году получил высшую профессиональную квалификацию – летчик-снайпер.
За штурвалом самолета провел 2 320 часов.
У Александра Эдуардовича остались жена и две дочери.

Журавлевич Александр Адиславович

Журавлевич Александр Адиславович

РЕКЛАМА

 

Журавлевич Александр Адиславович

– заместитель командира по летной подготовке 61-й истребительной авиабазы, полковник.
Родился 28 мая 1963 г. в с. Кемерово Михайловского района Приморского края.
В 1984 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.
Квалификацию летчик-снайпер получил в 2009 году.
Общий налет – 1 620 часов.
У Александра Адиславовича остались жена и дочь.

«Надеялись, что пилоты успели катапультироваться»

Информагентства и средства массовой информации Польши, России и Беларуси наперебой сообщали, что в 14.15 по белорусскому времени самолет Су-27 после выполнения очередной фигуры пилотажа на глазах у двухсоттысячной толпы начал резко терять высоту и рухнул на землю в двух километрах от аэропорта, всего в 100 метрах от жилых домов. Очевидцы трагедии надеялись, что пилотам, которые сумели увести машину от зрительских трибун и жилых домов, удалось катапультироваться, и они еще долго смотрели в сторону леса, за которым скрылась железная птица, но облако густого черного дыма, взметнувшееся из-за деревьев, накрыло эти надежды.

«Самолет летел очень низко. Возможно, у него было не все в порядке с двигателем, потому что сначала мы слышали рев двигателей, а потом стало тихо, и самолет начал опускаться все ниже и ниже. Когда он был на высоте деревьев, пилот направил машину в поле, видимо, чтобы спасти жизни людей, – цитирует слова поляка Конрада, который одним из первых оказался на месте падения самолета, Gazeta Wyborcza. – На месте падения самолета мы искали парашюты, надеясь, что пилоты успели катапультироваться. Но кроме обломков самолета, разбросанных в радиусе 100 м от падения самолета, так ничего и не обнаружили».

На место трагедии тут же прибыли спасатели и медики, но помочь пилотам, к сожалению, они уже не могли. Все показательные полеты в тот день были отменены, польские власти объявили в городе Радом двухдневный траур. Была создана комиссия (в ее состав вошли белорусские и польские специалисты), которая и занялась расследованием трагедии.
 

Лётчики

Лётчики

 

Две жизни спасли сотни

В первые минуты после трагедии было не известно даже, чей самолет потерпел крушение. Позже выяснилось, что разбившийся Су-27 УБМ принадлежал 61-й истребительной авиационной базе, которая дислоцируется в Барановичах. Он прибыл на авиашоу вместе с другой белорусской техникой – бомбардировщиком Су-24М и транспортным самолетом Ил-76МД. Управляли истребителем наши земляки, первоклассные летчики Александр Марфицкий и Александр Журавлевич.

РЕКЛАМА

Очевидцы трагедии и специалисты задавались вопросом: почему пилоты не смогли катапультироваться и тем самым спасти себя от неминуемой гибели? На это в Министерстве обороны был дан ответ: настоящие профессионалы, каковыми бесспорно были погибшие пилоты, в сложившейся ситуации не могли поступить иначе, ведь стоило им покинуть самолет, он бы неминуемо упал на жилые дома. Начальник пресс-службы Министерства обороны Беларуси в интервью информагентству БелаПАН сообщил, что, осознав неизбежное падение самолета, летчики приняли решение отвести машину на максимальное расстояние от населенного пункта и пожертвовали своими жизнями, чтобы спасти сотни людей.

Через несколько часов после трагедии Министерство обороны Беларуси озвучило и предположительную причину катастрофы: падение самолета могло быть вызвано попаданием птицы в воздухозаборник двигателя.

Птица сбила истребитель?

С версией Минобороны согласны и некоторые зарубежные эксперты. По словам польского авиаэксперта Войцеха Лучака, мнение которого было опубликовано в Gazeta Wyborcza, птица действительно могла попасть в двигатель (более того, если самолет встретился со стаей птиц, они могли «засорить» оба двигателя), так что основная версия катастрофы вполне имеет право на существование. Попутно зарубежными экспертами выдвигаются и другие версии.

Одни говорят, что пилоты не рассчитали свои силы, а где-то и высоту, и не смогли вовремя «вырулить», другие предполагают, что причиной трагедии могла послужить перегрузка самолета или изношенность оборудования. Пошли даже слухи о диверсии, мол, первая демонстрация белорусской техники в натовской стране могла быть кому-то не выгодна.

Специалисты говорят, что прояснить ситуацию должны бортовые самописцы. По информации БелТА, оба «черных ящика» уже найдены.

Согласно данным, которые корреспонденту «IP» удалось получить в ЗОТК, причиной падения самолета вряд ли могло стать его техническое состояние. Потерпевший крушение Су-27 УБМ с начала эксплуатации успел налетать лишь 826 часов. Едва ли машина за такой короткий срок успела «износиться», ведь предельный летный ресурс этих самолетов – 5000 часов. Да и в профессионализме наших летчиков сомневаться не приходится. Оба имели высшую профессиональную квалификацию «летчик-снайпер», опыт у них был колоссальный: Александр Журавлевич провел за штурвалом самолета 1 620 часов, Александр Марфицкий – 2 320 часов.

В причинах трагедии кроме членов комиссии будут разбираться и сотрудники белорусской военной прокуратуры. Как сообщает БелТА, 31 августа было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 465 УК РБ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее смерть двух или более человек». Прокурорские работники уже изучают документы по обслуживанию самолета в Беларуси, его ремонту и допрашивают служебных лиц.

Связаны судьбой

В биографиях погибших барановичских героев, летчиков Александра Журавлевича и Александра Марфицкого, немало совпадений. Оба носили имя Александр (которое с греческого переводится как «защитник людей»), оба родились в мае, оба воспитывали дочерей, оба полковники и оба были влюблены в небо. Недавняя трагедия навсегда связала их судьбы еще одним общим, к несчастью, скорбным событием.

Возможно, были еще обстоятельства или ситуации, которые связывали летчиков, но родственники погибших по понятным причинам не смогли поговорить с «IP».

«Это был лучший летчик, муж и отец – вот все, что я могу сегодня сказать», – сказала корреспонденту «IP» жена погибшего Александра Журавлевича.

Немногословны были и товарищи погибших летчиков. Все они говорили лишь о том, что земля потеряла людей, по-настоящему любивших жизнь и свою профессию.

«Александр Марфицкий был очень жизнерадостным человеком, часто улыбался, был со всеми приветлив. Он был по-настоящему порядочным и благородным, – рассказал бывший командир 29-й части БХВТ (База хра
нения вооружения и техники) в/ч № 65/263, полковник в отставке Юрий Михайлович Горохов. – Александр очень любил родных, всегда думал о них. Второй его любовью было небо. Он был летчиком от Бога: таких профессионалов, как он, редко встретишь. Мы все, военные, выражаем соболезнования родственникам и друзьям погибших и скорбим вместе с ними».

Коллеги Александра Марфицкого рассказали, что еще совсем недавно они наблюдали за тем, как Александр переживает по поводу гибели командира «Русских витязей» Игоря Ткаченко, который погиб 16 августа в подмосковном Жуковском в результате столкновения истребителей Су-27 и Су-27УБ и с которым наш земляк был близко знаком. Тогда они и представить не могли, что их друг может также погибнуть.

Барановичи в трауре

Жители города вместе с родственниками и коллегами скорбят по погибшим летчикам. Решением Барановичского горисполкома от 31 августа 2009 года 2 и 3 сентября в городе объявлены днями траура. В Барановичах будут отменены все культурно-массовые мероприятия развлекательного характера, на зданиях приспустят государственные флаги.

По словам старшего офицера отдела идеологической работы ЗОТК Сергея Фатика, 3 сентября в городе будет организована официальная церемония прощания с погибшими.

Пока же барановичские офицеры собирают средства, чтобы оказать материальную помощь семьям героев. Кроме этого, родственникам летчиков будет оказана финансовая помощь на уровне государства. Соответствующее поручение дал Министерству обороны президент Александр Лукашенко.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
Scroll Up