2003-10-01 13:28:27
Легионеры

Дмитрий Шпадарук: Куртинайтис приглашал в сборную Азербайджана

Дмитрий Шпадарук: Куртинайтис приглашал в сборную Азербайджана

Хорошо помню, как в лучшие для “Автозаводца” годы его имя скандировали “черно-белые” МАЗовские фаны. Обладатель довольно редкого по технике исполнения броска (фаза выноса мяча начинается где-то у затылка) был довольно заметной личностью в белорусском баскетбольном чемпионате, однако два года назад затерялся в первой лиге, а затем и вовсе исчез из виду. В конце лета встретил Дмитрия ШПАДАРУКА в городе: “Где пропадал?” — “В Азербайджане”. — “Ого! А не у Куртинайтиса ли?” Оказалось, минчанин действительно провел сезон под началом олимпийского чемпиона, год назад взявшегося за перестройку скромной азербайджанской сборной.




ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”


Дмитрий ШПАДАРУК. Родился 21.02.78 в Минске. Рост 200 см. Форвард. Первый тренер — Михаил Фейман. Выступал за РТИ-РШВСМ (Минск) (1995-97), РШВСМ- РУОР (Минск) (1997-98), Автозаводец- Дженти (Минск) (1998-2002), Гала (Баку, Азербайджан) (2002-03), БСК (Баку, Азербайджан) (2003). Серебряный (1996) и бронзовый призер (1997, 99) чемпионатов Беларуси. Обладатель Кубка Беларуси (1999). Серебряный призер, лучший баскетболист первенства Азербайджана (2003).


— Даже не думал, что попаду туда, — рассказал Дмитрий. — Был уже конец сентября, а я не знал, что делать, никаких вариантов не было. Перед этим провел год в “Автозаводце”, в первой лиге. Был связан контрактом, потому перейти никуда не дали. Хотел в РТИ, фактически по собственной инициативе, но обе стороны отнеслись к этому, скажем так, без энтузиазма. А в 2002-м остался без команды, и тут позвонил Петр Крищик, рассказал, что в Азербайджане создается команда на основе сборной, нужен четвертый номер. Добавил, что с ней будет работать Римас Куртинайтис. Я, конечно, сразу согласился.


— Погоди, ты ведь четвертого номера не играл никогда…


— Действительно, что называется, габариты не позволяют. Всегда был третьим. Тем не менее полетел в Баку, прошел первый сбор в горах… В общем, предложили мне подписать контракт с “Галой” по схеме “1+1”, а заодно Куртинайтис завел речь о сборной Азербайджана. Сказал, что подумаю, и больше мы к этой теме не возвращались.


Затем у меня последовал период спада — физического и эмоционального. Это случилось на сборе в Раубичах, куда мы приехали в конце ноября. Провели там две встречи с литовским “Паневежисом” и дважды сыграли с БК “Минск”. Кстати, в первом матче победили минчан, а во втором, в конце сбора, на фоне усталости уступили.


В декабре состоялся разговор с Куртинайтисом. Тренер объяснил, что у нас в команде, помимо меня, еще два третьих номера. Но они местные парни, отказаться от них нельзя. Потому он предложил поиграть за другую, недавно созданную команду Бакинской страховой компании, дескать, в чемпионате будешь выступать за БСК, а тренироваться — с “Галой”. Интересно, что мои лучшие игры уже в 2003 году получились именно против “Галы”: то ли злость накопилась какая-то, то ли еще что, короче, в трех матчах я набрал соответственно 47, 45 и 45 очков. Потом сломал палец на руке, но приз лучшему игроку чемпионата все же получил.


— Выходит, ты здорово выделялся среди тамошнего легиона...


— Просто ситуация так сложилась. В БСК завершал чуть ли не все атаки. Были у нас еще два чернокожих, но один, центровой, без броска, только на щите боролся, а второй — разыгрывающий. Правда, отмечу, попадал я с хорошим процентом.


Слышал, что азербайджанская федерация собирается ввести лимит на легионеров. Не понимаю, зачем. Все лучшие местные игроки уже в “Гала” плюс два литовских новобранца, латыш, молдаванин и я. В прошлом году были еще два нигерийца, украинец и грузин.


— В грядущем сезоне “Гала” будет выступать в Европе?


— Да, в “Challenge Cup”. У Куртинайтиса контракт на три года: первый сезон — подготовка к еврокубку, второй — еврокубок и подготовка к отборочным играм сборной, третий — собственно отборочный цикл. За счет Кубка вызова тренер и собирается подтянуть уровень сборников. Ты ведь помнишь, какая у них команда — наши по 70 очков “привозили”.


— Легионеры будут играть за “Галу” в “Challenge Cup”?


— Обязательно. Думаю, Куртинайтис рассчитывает, что кто-то затем укрепит сборную Азербайджана. К слову, наш латыш, Янис Предитис, за нее уже играл. Правда, на матчах с белорусами он отсутствовал. Тогда, впрочем, у национальной команды не было иных целей, кроме знакомства с баскетболом других стран.


— Кстати, в Баку игры с Беларусью вспоминают?


— Да, у них на стенах федерации фотографии чуть ли не всех игроков нашей сборной висят, а на центральных местах — Егор Мещеряков, Олег Коженец, Арсений Кучинский. Приезжие звезды.


— Куртинайтис небось даже не представляет, что такое нынешняя сборная Беларуси?


— Почему же? Когда были в Раубичах на сборах, он по телевизору смотрел, как наши с латышами в Гомеле играли. Сказал, что матч интересным получился.


— Что за человек ваш тренер?


— Жесткий и требовательный. Но специалист классный. Физическую нагрузку дает большую, хотя распределяет ее очень грамотно. И тактически готовит здорово. Представь, всего за год он из местных ребят, которые играли непонятно как, сделал неплохих баскетболистов. Куртинайтис — хороший психолог. Очень правильно разграничивают отношения к подопечным на тренировках и вне их. Когда идут занятия, он очень жесткий, никому ничего не прощает. Такое ощущение, что даже суперзвезды, попадись они ему под руку, ходили бы по струнке. А в свободное время мы, легионеры, с ним постоянно встречаемся, вместе обедаем, общаемся. Он рассказывает истории из своей богатой биографии.


— Сам-то поигрывает на тренировках?


— Бывает.


— Наверное, всех — в одну калитку?


— Не совсем, ведь форма уже не та. Но лучше не становиться с ним в пару в каком-нибудь бросковом упражнении. Например, кто быстрее забьет столько-то трехочковых. Ох и набегал я “челноков” в качестве наказания за проигрыши…


— Индивидуально с игроками Куртинайтис работает?


— Этим он со всеми занимался, может, первые месяца три. А потом просто указывал на ошибки, если ты еще не успел освоить то, чему он учил раньше.


— Сравни азербайджанский чемпионат с нашим. Или, допустим, “Галу” с белорусскими командами.


— В нашем первенстве, думаю, “Гала” проиграла бы “Гродно-93”, но за второе-третье места поборолась бы.


— Какие еще изменения грядут в тамошнем баскетболе?


— В следующем сезоне там будет три более или менее сильных клуба. Помимо “Галы” и БСК, создается еще одна команда, руководство которой возложат на известного литовского специалиста Паулаускаса. Отношение к баскетболу в стране изменилось очень сильно. И тренировать стали лучше, и зрительский интерес здорово возрос.


— Расскажи, как устроился, что за жизнь в Баку.


— Моя девушка, Ирина, осталась в Минске, у нее своя работа — танцами занимается. Потому сразу было тяжело. Морально, конечно. А условия хорошие. Дали благоустроенную квартиру, в которой мы жили вместе с латышом. Машины не было, но нас каждый день забирал Куртинайтис. Кстати, общественного транспорта в Баку нет — только маршрутки, проезд в которых стоит, как у нас в метро. В принципе легко добраться, куда тебе надо. Вообще город красивый, не то что в соседней Грузии… Среднего класса там, на мой взгляд, нет. По человеку сразу видно, богатый он или бедный. Центр Баку выглядит весьма респектабельным, а окраины — серыми и заброшенными.


— Баскетболисты к какому слою относятся?


— Сложно сказать, я в их жизнь не лез. Тяжело как-то было сойтись с местными. На тренировках никаких проблем, но после мы практически не встречались, совместных мероприятий не устраивали.


— Тебе предстоит провести в Баку еще год. Нравится там?


— Честно говоря, я привык. Даже когда закончился сезон и оставалась неделя до отъезда домой (самолеты в Минск летают раз в неделю), так здорово проводил время с друзьями и знакомыми, что на родину почти не хотелось. Правда, и теперь в Азербайджан совсем не тянет. (Смеется.)


— Есть чем заняться в Баку?


— Кроме Интернета, походов в кино и прогулок по городу, нечего делать. Только тренировки, которые отнимают столько сил, что, честно говоря, идти куда-то уже не хочется. Полдня спишь, сходишь покушать куда-нибудь — и обратно.


— За соблюдением баскетболистами режима следят?


— В конце года к нам приехал один парень, который играл в Турции, так однажды после выходных Куртинайтис подошел к нему на тренировке и перед всей командой сказал: “Рома, мы тренируемся вместе, потому, если нарушаешь режим, будь добр отрабатывать. Вот только все же лучше не нарушать”.


— По парню заметно было?


— По-моему, не очень. Однако тренер догадался: ясно, человек опытный. Требовательность у него большая, хотя для игроков он делает много. Слава богу, никаких задержек с зарплатой у нас не было, но если у кого возникали проблемы, Куртинайтис их мигом решал с руководством.


— Создание суперклуба — идея федерации?


— Да. Именно федерация разыскала Куртинайтиса и предложила ему выгодные условия.


— А в провинции не ропщут, мол, забрали всех лучших игроков?


— Были проблемы. В основном из-за парня, которому только 17 лет, а рост уже 222 сантиметра. Очень перспективный игрок. У него родители волейболисты, потому — высокий, прыгучий.


— До верхнего края щита в прыжке достает?


— Сам не видел, но уверен, что достает. Он стоя сеточку на кольце завязывает.


— Были из-за него споры?


— Тренер из Сумгаита отпускать не хотел. Федерация очень долго уговаривала, грузины украсть хотели.


— ???


— Приехали ночью, говорят, собирайся, будешь у нас играть, нормальные деньги получать. Он отказался.


— И что, уехали грузины?


— А что им еще оставалось? Понятно, что парень хочет играть у Куртинайтиса. Тренер умеет к себе людей расположить. Вроде бы не говорит ничего особенного, не обещает, что человек станет звезды с неба доставать. Только: “Будешь работать — будешь играть”.


— Сам как считаешь, добился прогресса?


— Безусловно. Это даже сложно объяснить. Вот мы каждое лето собираемся на автозаводе, играем с ребятами — Кучинским, Мещеряковым, Плотниковым. В этом году мне стало значительно легче. Уверенность появилась. Чувствую себя другим человеком.





Комментарии (0)